Консультация для воспитателей.

Elena Schuvalova
Консультация для воспитателей.

Развитие нравственно – волевых качеств детей дошкольного возраста

в процессе подвижных игр.

Автор: Шувалова Елена Алексеевна, воспитатель МКДОУ д/с № 83 г. Россоши

Волевые качества – это совокупность интеллектуального (знания, представления, эмоционального (чувства, волевого (навыки, привычки) и мотивационного (мотивы) компонентов.

Воля – это сознательно совершаемое человеком усилие для преодоления препятствий на пути к цели, для создания дополнительного мотива деятельности, его поддержания и усилия.

Формирование нравственно – волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Развивать нравственно – волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте.

К нравственно –волевым качествам относятся:

- способность не пугаться трудностей;

- умение мобилизовать свои усилия для достижения цели;

- умение соблюдать очередность, не мешая другим;

- готовность делиться игрушками;

- делать приятное сверстникам, помогать им.

О неразвитости или деформации нравственно волевой сферы личности могут свидетельствовать некоторые отклонения в поведении дошкольника, которые становятся наиболее очевидными в определенных ситуациях.

Так, например, адаптация к условиям пребывания в детском саду – важный момент в жизни ребенка. Каждый дошкольник проживает этот период по – своему. Одни дети довольно быстро осваиваются в новой обстановке, другие долгое время бывают растеряны, испуганы или даже агрессивны, некоторые открыто сопротивляются указаниям взрослого, кричат и капризничают, требуя выполнения своих желаний.

Чаще всего это происходит вследствие неправильного воспитания в семье, когда ребенка либо очень балуют, постоянно опекая, либо позволяют делать все, что ему захочется, либо, наоборот, сковывают свободу бесконечными запретами и угрозами наказания. Не менее вредны и противоречивы требования к ребенку со стороны разных членов семьи.

Важной задачей воспитателя является преодоление этих негативных проявлений, которые наносят вред ребенку и окружающим его людям. Нельзя, при этом, ограничиваться лишь беседой с родителями, гораздо важнее организовать деятельность дошкольника таким образом, чтобы поведение его перестроилось, деятельность, которая принесет ребенку удовольствие, будет способствовать его воспитанию гораздо больше, чем прямые требования исправиться, слушаться взрослых.

А почему так важно развивать волю, становится ясно, стоит лишь задуматься над тем, как часто она нам требуется и как часто ее не хватает. Правильно и вовремя развитые волевые качества ребенка – это дисциплина на уроках, собранность, подтянутость, усидчивость, умение преодолевать трудности. Именно взрослым, родителям, воспитателям приходится настраивать ребенка на то,что он порой не желает делать: например, настойчиво требовать от него выполнения сначала более трудных, а потом более легких заданий, уделяя больше внимания тому, что меньше всего получается. Именно нам, взрослым, приходится делать замечания ребенку по поводу непорядка в комнате, плохого поведения. В чем лежит корень этих проблем? Помимо всего остального, именно в недостатке развития волевых качеств ребенка. Между тем, качества эти можно начинать развивать уже в относительно раннем возрасте с помощью простых и занимательных игр.

Большую часть своего времени дети дошкольного возраста заняты игрой, и в ней процесс развития нравственно – волевых качеств ребенка идет в той же мере, что и в остальных видах деятельности.

Подвижные игры, игры с правилами способствуют созданию условий, требующих от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха, кроме того, стимулируют доброжелательные отношения со сверстниками. Игры формируют согласованность движений, которая является средством достижения игровой цели, способствуют повышению активности сознания дошкольника, что, безусловно, сказывается на его поведении. Игры учат детей действовать по команде, подавлять импульсы, но вместе с тем воспитывают самостоятельность, учат преодолевать робость и даже страх, пусть даже опасность в этих играх реально равна нулю и имеет воображаемый характер.

Организовывать игры следует в порядке возрастания сложности обучающей задачи, причем каждая игра является ступенькой последовательного волевого и нравственного развития. Например, такие игры, как «Догонялки» и «Лохматый пес», учат дошкольников преодолевать нерешительность, робость, страх перед новым, неизвестным.

Так, держась за руки, дети все вместе направляются к «опасной черте». Эмоциональный подъем, который они испытывают при этом, является опорой для преодоления страха.

В некоторых других играх дети действуют уже не одновременно, а небольшими группами, по очереди. Чтобы получить активную роль, теперь приходится немного подождать, что приучает дошкольников считаться не только с собой, но и с другими.

Действие по сигналу требует от ребенка еще больших усилий, ведь нужно уметь сдерживать себя. Опорой для такого произвольного поведения в играх становится роль и воображаемая ситуация, а средством выполнения игровых задач – движение.

Игра «Пустое место» и «Кто раньше дойдет до флажка?» содержат элементы соревнования, что требует от ребенка мобилизации своих усилий.

В более сложных играх: «Салочки-выручалочки», «Я принес тебе подарок», дошкольники учатся помогать сверстникам и делать приятное друг другу. Иногда приходится отдавать другому то, что нравится самому, - а это очень непросто, особенно детям младшего дошкольного возраста.

Взрослым необходимо создавать такую обстановку во время игры, чтобы удовольствие, получаемое ребенком от своего доброго поступка, побеждало другие чувства. Таким образом, выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. На этой основе возникает умение анализировать и свои действия.

Вот несколько примеров игр в которые можно играть и всей группой в саду, и родителям с детьми во дворе.

«Мыльные пузыри» учит детей проявлять волевые усилия. Игра развивает чувство юмора, актерское мастерство и дает положительные эмоции.

Знакомая всем игра «Море волнуется» учит детей волевым усилием контролировать свои действия. Игра позволяет подвигаться, способствует развитию координации движений.

«Пес – Барбос» учит детей управлять поведением, преодолевать опасность, справляться с робостью и страхом.

«Кот и мыши» воспитывает у детей умение преодолевать страх, неукоснительно выполнять правила, не опережая и не замедляя действия, игра развивает у детей самоконтроль.

«Жмурки со звоночком» учит детей справляться с импульсивными действиями, способствует развитию слухового восприятия, помогает вырабатывать быстроту и ловкость движений.

Игры «Молчанка», «Секретики» учат самоконтролю, приучают действовать по определенному правилу.

«Мышеловка» развивает дисциплинированность, выдержку.

"У медведя во бору". В этой игре у детей вырабатывается решительность, выдержка, дисциплинированность.

Игра «Узнай по голосу" направлена на формирование выдержки, дисциплинированности.

В игре «Найди и промолчи» воспитывается целеустремленность, выдержка.

"Волк во рву", "Гуси-лебеди" - игры для развития решительности, настойчивости, упорства.

Руководство играми надо осуществлять не только указаниями, разумеется, тактичными, не унижающими личность ребенка, но и поощрением тех, кто поступает правильно и честно. Оценка воспитателя – это высшая оценка для ребенка, так как воспитатель, безусловно, авторитет для него. Поэтому к каждой оценке надо подходить очень серьезно, объективно. Например, в командных играх можно предложить детям самим решать, можно ли считать победителями команду, которая построилась быстрее всех, можно ли их назвать организованными, внимательными, ведь они схитрили - не бегали по всему залу, а стояли на месте или держались друг возле друга.

Игры могут быть сложными и самыми простыми. Но умение контролировать себя начинается с самого малого. Для детей контроль над двигательными и речевыми импульсами вовсе не покажется простым.

Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться успеха. Это надо объяснять детям и развивать в них с самого младшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Аппликация из ткани. Консультация для воспитателейАппликация из ткани. Консультация для воспитателей Аппликация из ткани. Консультация для воспитателей. Аппликация из ткани – одно из направлений декоративно-прикладного творчества, сходно.

Консультация для воспитателей "Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству. " "Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться.

Консультация для воспитателей «Книга - воспитатель». Проблема детского чтения занимает родителей, воспитателей. К сожалению, в наши дни детская литература сталкивается.

Консультация для воспитателей Консультация для воспитателей «Организация предметной пространственной развивающей среды в ДОУ» Понятие предметно- развивающая среда определяется.

Консультация для воспитателей "Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья" Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть.

Консультация для воспитателей «Квиллинг» Консультация для воспитателей «Квиллинг» Одна из важнейших задач педагогической теории и практики - формирование творческой личности. Самым.

Консультация для воспитателей «Портфолио дошкольника» Одной из современных педагогических технологий является технология «портфолио». Технология «Портфолио» направлена на сотрудничество: воспитателя.

Консультация для воспитателей «Ребенок и книга» Часто мы сталкиваемся с тем, что ребенок, подрастая, утрачивает любовь к чтению. Причина этого кроется в том, что в дошкольном возрасте.

Консультация для воспитателей «Рисуем человека» В детском саду много внимания уделяется физическому и интеллектуальному развитию детей, необходимо также не забывать о важности развития.

Консультация-практикум для воспитателей и воспитателей групп раннего возраста. Взаимодействие с семьёй Содержание: 1. Мини-лекция. Особенности взаимодействия с родителями с учётом личностных особенностей. 2. Разбор педагогических ситуаций.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей.
Опубликовано: 10 января 2018 в 18:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за ивой весной»
Цель: Познакомить детей с ивой ( особенности роста и значение для человека и животного мира. Учить детей понимать образность загадок и поговорок....
Выставка творческих работ детей по теме «Космос. Вселенная»
В течении всей тематической недели, посвященной Дню Космонавтики, мы с детьми старшей группе, вели беседы о космосе, планетах, представляли себя в роли...
Фотоотчёт о проведении тематической недели «Взрослые и дети» в первой младшей группе
Цель: Расширение знаний детей о самих себе ( своих имени, фамилии и возрасте, представлений о здоровье и здоровом образе жизни Задачи: Познакомить детей с...