Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Последовательность освоения речевых навыков дошкольниками»

Наталья Сейбель
Консультация для воспитателей «Последовательность освоения речевых навыков дошкольниками»

Трудности речевого развития ребёнка очень часто возникают по причине элементарной педагогической безграмотности родителей, детсадовских воспитателей или школьных учителей. Опыт показывает, что эти трудности возникают из-за простого нарушения последовательности освоения речевых навыков. О каких- то навыках просто забывают, опуская их. Какие- то из них пытаются осваивать раньше времени.

Публикация «Консультация для воспитателей „Последовательность освоения речевых навыков дошкольниками“» размещена в разделах

Все речевые навыки делятся на две группы – содержательные и технические. Каждому содержательному навыку предшествует технический, пропустить или обойти который никак нельзя. Эта последовательность не всегда и не всем очевидна, поэтому её необходимо чётко определить и видеть.

Разберём каждую группу навыков отдельно.

Начнём с содержательных навыков, а потом перейдём к техническим.

Последовательность формирования содержательных речевых навыков ребёнка.

Эта последовательность навыков обусловлена степенью сложности. Вначале осваиваются более простые речевые навыки, а затем из них «вырастают» более сложные.

1. Самый первый и самый простой возникающий у ребёнка речевой навык- это умение понимать звучащую речь. Когда у родителей годовалого ребё нка спрашивают: «Сколько слов знает ваш ребёнок?» Чаще всего они называют ориентировочное число слов, которые малыш может воспроизвести. Но ведь очевидно, что если у малыша труднопроизносимое имя, то он на него откликается, даже не умея его произнести. (Пример про «принеси ведёрко») Понимать звучащее слово – это более простой речевой навык, чем умение его произносить. А освоение более простого навыка предшествует освоению более сложного. Понимать звучащее слово- это значит уметь связывать образ предмета (ведёрко) или образ действия (принеси) со звучащим из уст взрослого словом.

Связь «образ предмета/ действия + звучащее слово» образует первый и самый простой речевой навык ребёнка.

2. Второй речевой навык состоит в отработанном умении связно воспроизводить звучащий текст. Этот навык более сложен, чем первый, и называется он – говорение. Количество понимаемых ребёнком слов многократно превышает количество слов, которые он умеет произносить. Понимание звучащего слова значительно опережает говорение и это не требует доказательств.

3. Третий речевой навык – навык чтения текста, изображённого печатными буквами.

Умение читать - это умение понимать графический текст (печатный или рукописный)

Это значит уметь связывать образ предмета/действия не только со звучащим из уст взрослого словом, но сего графически изображенным печатным образом. Тройная связь «образ предмета/действия + звучащее слово + печатное слово» образует третий речевой навык ребёнка – чтение печатных слов.

4. Четвёртый речевой навык – это связное воспроизведение печатного текста.

Обретение этого навыка никак не может опережать чтение печатного текста.

Писать печатными буквами, воспроизводить (печатать) на клавиатуре текст, который ребёнок не понимает (не читает, бессмысленно. Но совершенно очевидно, что это требует дополнительных моторных навыков, соединённых с навыком чтения как понимания печатного текста.

А это уже достаточно сложный синтетический навык, и поэтому в ряду речевых навыков он стоит лишь четвёртым.

Русский язык обладает двумя видами графического представления - в виде печатной графики и в виде рукописной графики связанной с каллиграфией. А это требует освоения двух дополнительных речевых умений – умения читать рукописные тексты и умения каллиграфично воспроизводить рукописный текст.

5. Совершенно очевидно, что, прежде чем учить ребёнка осваивать прописи и каллиграфично писать, необходимо его научить читать рукописные тексты.

Традиционная методика начального обучения просто опускает целый этап речевого развития ребёнка. Пускай этот этап не самый громоздкий, но он должен быть. (но его нет)

Понимать рукописное слово – это значит уметь связывать образ предмета/действия не только со звучащим из уст взрослого словом и его графически изображенным печатным образом, но и с рукописным каллиграфическим словом.

Четверная связь «образ предмета/действия + звучащее слово + печатное слово + рукописное слово» образует пятый речевой навык ребёнка – чтение рукописных текстов.

6. На основе умения читать рукописные тексты формируется шестой навык – каллиграфическое письмо, как способность графически воспроизводить рукописные тексты.

7. На базе этих шести этапов происходит формирование седьмого навыка – грамотного письма.

Пренебрежение каким-либо этапом приводит к дефектам речевого развития ребёнка.

Последовательность формирования технических (моторных) речевых навыков ребёнка.

1. Первому содержательному речевому навыку – пониманию звучащего текста – предшествует техническое умение слышать и отличать речь от неречевых звуков. (формируется на раннем этапе развития ребёнка)

2. Говорению, как второму этапу содержательному речевому навыку предшествует техническое умение при помощи артикуляционного аппарата извлекать звуки и слова.

3. Чтению печатного текста, как третьему содержательному речевому навыку предшествует техническое умение узнавать печатные буквы и знаки.

4. Четвёртому содержательному речевому навыку воспроизводить связный печатный текст (писать печатными буквами) предшествует умение воспроизводить сами печатные буквы и знаки (цифры, синтаксические знаки)

5. Чтению рукописного текста, как пятому содержательному речевому навыку предшествует техническое умение узнавать рукописные буквы и знаки.

6. Умению воспроизводить связный рукописный текст, как шестому содержательному речевому навыку предшествует техническое умение воспроизводить рукописные буквы и знаки.

7. Отработка навыка грамотного письма (а не просто письма) никаких дополнительных технических навыков не требует.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей с ОВЗ с задержкой психического развития «Развитие правильных речевых навыков» Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей с ОВЗ с задержкой психического развития необходимо максимально.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя по разучиванию музыкально-ритмических движений со старшими дошкольниками» Роль воспитателя по разучиванию музыкально-ритмических движений с детьми старшего дошкольного возраста Музыкально-ритмическая деятельность.

Консультация для воспитателей «Развитие социальных навыков у старших дошкольников» Развитие социальных навыков у старших дошкольников. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы проведения НОД по ФЭМП с дошкольниками» Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Взгляды педагогов на.

Консультация для воспитателей «Организация музыкально-дидактических игр с дошкольниками» Консультация для воспитателей «Организация музыкально-дидактических игр с дошкольниками» «Дайте ребенку возможность играть и соедините.

Консультация для воспитателей «Организация работы с дошкольниками по правилам дорожного движения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 «РЯБИНУШКА» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей «Организация.

Консультация для воспитателей «Педагогические условия развития строительно-конструктивных навыков младших дошкольников» Консультация для воспитателей «Педагогические условия развития строительно-конструктивных навыков младших дошкольников» Для формирования.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и формирование навыков общения у детей» Развитие связной речи и формирование навыков общения — одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые.

Консультация для воспитателей «Как выучить с дошкольниками состав числа» Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории: Вилинская Татьяна Стефановна Консультация для воспитателей. Тема: «Как выучить.

Консультация «Приобретение социально-коммуникативных навыков дошкольниками в режимных моментах» Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах. Режим дня – рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Последовательность освоения речевых навыков дошкольниками»
Опубликовано: 15 августа 2018 в 11:05
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД