Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Астрономия: игры и пособия» (3 фото)

Ольга Мамонова
Консультация для воспитателей «Астрономия: игры и пособия»
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня маленькие почемучки многое узнают из телевизионных программ и интернета. Однако детям в дошкольном возрасте необходим такой источник информации, который был бы максимально адаптирован к особенностям их восприятия. Информация, которую они получают, должна быть доступной, интересной и достоверной, она должна легко запоминаться и не содержать избыточных фактов. Ниже приведены игры и пособия, с помощью которых воспитатель может в занимательной форме познакомить детей с устройством Вселенной.

Смена дня и ночи

От 3 лет

Публикация «Консультация для воспитателей „Астрономия: игры и пособия“» размещена в разделах

Конечно, лучше всего для этой игры-демонстрации использовать настоящий глобус. Но если его нет, вполне подойдет обычный детский мячик.

На двух противоположных сторонах мячика или глобуса пластилином или скотчем прикрепите маленькие игрушки или фигурки человека из картона. Затемните комнату и возьмите фонарик.

Включите фонарик - «Солнце» и осветите им мяч или глобус - «Землю».

Крутите глобус (мяч) так, чтобы то один человечек, то другой оказались освещенными. Лучше, если внешне человечки будут заметно отличаться друг от друга.

Консультация для воспитателей «Астрономия: игры и пособия»

Объясните детям, что вот та же крутится Земля, на которой мы живем. И когда с одной стороны ночь и люди спят, с другой стороны день и все заняты делом.

Земля, Луна и Солнце

4-5 лет

Конечно, дети не раз видели и Луну, и Солнце. И многие из них, как и наши далекие предки, уверены, что и Луна, и Солнце - это примерно одно и то же. Только луна поднимается на небо ночью, а Солнце - днем.

Расскажите, им, что Солнце – это звезда, а Луна - планета. Что Солнце светит, а Луна, как зеркало, отражает свет, что Солнце огромное, а Луна маленькая. Предложите попробовать поиграть в Луну, Землю и Солнце. Конечно, точно соблюсти пропорции этих небесных тел в данной игре вам не удастся. Но все-таки.

Пусть солнцем будет кто-то самый большой, например воспитатель. Самый высокий из детей будет Землей, а ребенок пониже - Луной. «Солнце» встает посреди комнаты. Неплохо бы взять в руки фонарик или другой осветительный прибор.

«Земля» начинает ходить вокруг «Солнца» и кружится вокруг себя (следите, чтобы у ребенка не закружилась голова). А «Луна» бегает вокруг «Земли». В руках у «Луны» может быть зеркало.

В идеальном варианте «Луна» старается быть все время лицом к «Земле».

Живые планеты

Эту игру проводят с группой детей. Играют воспитатель и девять-десять детей. Воспитатель изображает Солнце, а дети - планеты Солнечной системы. Один из детей, поменьше ростом, может изображать Луну.

Игру желательно проводить на свежем воздухе - на полянке или на детской площадке.

Чтобы «солнечная система» удалась, можно провести несколько подготовительных игр.

Запоминаем названия

По очереди подзывайте к себе детей и называйте им их новые имена: Меркурий, Сатурн и так далее. После того как каждый получил свое имя, начинаются игры на внимание.

1-й вариант. Воспитатель громко называет одну из планет и считает до трех. Если «планета» не отозвалась, получает штрафное очко (или выходит из игры, если детей больше, чем 10 человек, ее место под тем же именем занимает другой ребенок).

2-й вариант. Вам понадобится обыкновенный мяч - это будет космический корабль. Дети передают или перекидывают в кругу друг другу мяч со словами: «Корабль летит с Марса на Юпитер», называя свое имя. Кому они отдают или кидают мяч.

Кто за кем стоит

Сначала воспитатель должен дать детям возможность запомнить порядок расположения планет в Солнечной системе. Для этого дети должны не раз и не два услышать, в каком порядке расположены планеты, из уст педагога.

Нарисуйте на асфальте линию (или положите веревочку на траве). Расскажите детям, что «Солнце» отпускает своих деток - планеты - полетать там, где они хотят. Но время от времени планеты должны прилетать домой, чтобы мама-«Солнце» не волновалось. «Солнце» будет выкрикивать имена деток-планет в том порядке, в котором они должны бежать домой и становиться вдоль линии.

Дети разбегаются. Через пару минут воспитатель начинает выкрикивать: «Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Плутон». Если в игре принимает участие «Луна», она бежит вместе с «Землей», и они встают в ряд, держась за руки.

Через несколько игр проведенных с одной и той же группой детей, можно вообще не выкрикивать названия, а кричать: «Дети! Домой». А потом проверять, правильно ли расположились планеты. Или прокричите порядок планет неверно, послушают ли они вас или станут так, как вставали всегда.

Солнечная система

Когда дети уже хорошо знают названия планет и не путают их порядок, можно попробовать коллективно изобразить макет Солнечной системы. Расскажите ребятам, что планеты на самом деле не стоят, выстроившись в ряд (хотя такое тоже случается, но очень редко). Планеты летают вокруг Солнца, каждая по своей дорожке, которая называется «орбита».

Лучше всего, если вы нарисуете каждому ребенку его орбиту мелом на асфальте. Расстояние между орбитами должно быть таким, чтобы, двигаясь, дети не задевали друг друга.

Когда схема движения будет нарисована, каждая планета должна будет занять свое место (для начала помогайте детям, чтобы они не запутались, и все одновременно должны начать кружиться вокруг Солнца (скажите детям, что надо не бегать, а ходить и желательно в одном темпе; для этого все могут хором петь песенку и шагать в такт).

Можете предложить детям сосчитать, сколько кругов им удастся сделать до условного сигнала. А потом пусть сравнят, кто сделал больше кругов - Меркурий или Марс, Юпитер или Уран, - и сделают соответствующий вывод: чем дальше планета от Солнца, тем больше времени у нее занимает один оборот вокруг Солнца.

Планеты Солнечной системы

От 5 лет

Обязательно попросите детей помочь вам подготовить материалы для игры. Вам понадобятся:

• планеты (круги разных размеров из картона - одинакового или разных цветов);

• игровое поле (большой лист бумаги или кусок старых обоев с нарисованным Солнцем и орбитами планет);

• карточки с названиями небесных тел (всех планет и Солнца);

• карточки с символами планет и Солнца.

Расскажите детям о планетах Солнечной системы, о происхождении их названий. Почитайте об этом в детских энциклопедиях.

Пользуясь справочными материалами ли собственными знаниями, расположите планеты по орбитам. Вместе с детьми каждой планете подберите карточку с название и символом.

Фото «Астрономия: игры и пособия»

Предложите детям самостоятельно (по памяти или используя книги) расположить планеты на орбитах и подобрать карточки к ним.

Через некоторое время дети наверняка справятся с этим самостоятельно, без книг или подсказок.

После чего можете давать ему дополнительные задания.

***

Попросите детей по памяти назвать подряд все планеты Солнечной системы - от ближайшей к Солнцу или наоборот.

***

Выложите на поле все планеты с подписями, допустив ошибку (в подписях или в расположении планет, предложите детям внимательно посмотреть на поле. Найти и исправить ошибку.

***

Используя схему Солнечной системы, составленную детьми на поле или по памяти, предложите им ответить на вопросы:

• какая планета Солнечной системы расположена ближе всего к Солнцу, какая наиболее удалена от него;

• какие планеты находятся ближе всего к Земле;

• какая планета расположена между Землей и Юпитером, между Нептуном и Сатурном, между Марсом и Сатурном и так далее;

• какая планета находится дальше от Земли, но ближе Юпитера и так далее.

Созвездия

Возьмите детскую энциклопедию и рассмотрите с детьми карту звездного неба. Прочитайте о звездах и созвездиях, о происхождении их названий.

Возьмите листы черной или синей бумаги и несколько пуговиц желтого цвета или кружков, звездочек из желтого картона. Попытайтесь сами изобразить одно из созвездий. Предложите сделать то же самое детям.

Консультация для воспитателей - фото

После многократного повторения детьми таких игр предложите им угадать по памяти, какое из созвездий вы изобразили.

Попросите детей по памяти изобразить то или иное созвездие. Попросите детей, глядя на картинку или по памяти, исправить ошибки, допущенные вами при изображении того или иного созвездия.

Астрономическое лото и домино

От 6 лет

Чтобы дети лучше запомнили название планет, их символы, внешний вид созвездий, сделайте из картона такие традиционные игры, как лото и домино.

Если детям шесть-семь лет, они могут принять активное участие в изготовление игр.

Вместе с детьми можете изготовить самодельные книжки или плакаты о планетах и созвездиях.

Список использованной литературы

1. Данилова Л. Энциклопедия развивающих игр. От рождения до школы. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014. - С. 176-181.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей «Детские игры со скакалкой»Консультация для родителей и воспитателей «Детские игры со скакалкой» Люблю свою скакалочку, С собой её ношу. Я в садике среди ребят Лучше всех скачу. Приёмов много знаю, Смотрите, не шучу: Один раз подпрыгну,.

Консультация для родителей и воспитателей «Игры и упражнения с пуговицами»Консультация для родителей и воспитателей «Игры и упражнения с пуговицами» Пуговицы вызывают неподдельный интерес у детей. Разнообразие материала – пуговицы разные по размеру, форме, фактуре, цвету не надоедает.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша» Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников. Способности - это индивидуальные психологические.

Консультация для воспитателей «Музыкальные игры летом»Консультация для воспитателей «Музыкальные игры летом» Консультация для воспитателей «Музыкальные игры летом» По видам и методике проведения все игры с использованием музыкального материала.

Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками»Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками» Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками» Кубики – одна из любимых первых игрушек детей. Эти игрушки безопасные, простые.

Консультация для воспитателей «Настольные игры-театрализации»Консультация для воспитателей «Настольные игры-театрализации» Детство каждого счастливого маленького человечка наполнено общением с любящим его взрослыми. Которые снова и снова рассказывают ему добрые.

Консультация для воспитателей «Развивающие игры с кубиками»Консультация для воспитателей «Развивающие игры с кубиками» Игровая деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, а в дошкольном возрасте имеет огромное значение. Игра, как зеркало, отражает.

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры»Консультация для воспитателей «Театрализованные игры» 27 марта - Международный День театра!Почему, на мой взгляд, возникла необходимость поговорить о театрализованных и театральных играх? Потому.

Консультация для воспитателей «Выбираем игры детям»Консультация для воспитателей «Выбираем игры детям» В развитии и воспитании детей огромную роль уделяют игре. Игра-это важнейший и главный вид деятельности. Она необходима для нормального развития.

Консультация для воспитателей «Зимние здоровьесберегающие игры и упражнения» Консультация для воспитателей "Зимние здоровьесберегающие игры и упражнения"1. Валеологическая распевка "Горка": Раз, два, три. четыре,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Астрономия: игры и пособия»
Опубликовано: 2 июля 2022 в 13:33
+123Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Астрономия: игры и пособия»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мамонова (УИ 701386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД