Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Дидактические игры в ДОУ и руководство ими»

Ирина Васина
Консультация для воспитателей «Дидактические игры в ДОУ и руководство ими»
▼ Скачать + Заказать документы

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место. Они используются на занятиях и в свободной деятельности детей.

Дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Дидактические игры в ДОУ и руководство ими“» размещена в разделах

Системы дидактической игры для дошкольников впервые были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтессори.

Еще в 40-50-е годы прошлого века в отечественной педагогической практике дидактической игре в дошкольном воспитании отводилась роль средства отдыха от серьезных учебных занятий.

В 1960-70 накапливался опыт использования игры и как средства активизации учебного процесса.

С 1970-80 введение обучения с 6 летнего возраста стимулировало использование дидактической игры в учебно - воспитательном процессе.

Дидактические игры способствуют :

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности;

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря, развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции должны развиваться, какие качества личности можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру "Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.

Игровые правила.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: "Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!", "Давайте я считалочкой выберу водящего!"

По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:

— математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве предметов);

— сенсорные (для закрепления представлений о цвете, величине, форме);

— речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);

— музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);

— природоведческие (для ознакомления с объектами и явлениями живой и неживой природы);

— для ознакомления с окружающим (с предметами и материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей и т. п.)

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

1. Игры с предметами (игрушками).

2. Настольно-печатные игры

3. Словесные игры.

Игры с предметами- В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно - печатные игры – устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Растения», «Дикие и домашние животные» и др., домино. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. «Кто чем играет», «Составь портрет», «Узнай по описанию».

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Для достижения положительных результатов в развитии и обучении детей через организацию дидактических игр, необходимо соблюдать следующие условия:

• положительный эмоциональный настрой;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

• регулярность;

принцип системности: от простого к сложному;

• результат для ребенка выступает как состояние потребности, заниматься предложенной деятельностью, а для воспитателя - как уровень достижения детей.

Руководство дидактической игрой включает :

1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).

2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3. Показ игровых действий.

4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).

5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.

Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ, у детей младшего возраста наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия, если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами.

В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственными ориентировками.

С детьми этого возраста воспитателю целесообразно самому включаться в игру и вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить играть с ним.

У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, стремиться вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке, уточнение представлений, усвоение названий форм, цвета, величины, пространственных отношений.

Широко используются музыкально-дидактические игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и достаточно развитым мышлением, поэтому они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ.

С детьми этого возраста проводятся игры со всей группой и с небольшими подгруппами. В процессе совместных игр у детей складываются коллективные взаимоотношения. Поэтому можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению.

Широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил.

У детей в подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознанна и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра способствовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо сохранить эмоциональное настроение детей, переживание радости от хода игры и удовлетворение от ее результатов.

Ценность дидактических игр в воспитании детей всецело зависит от воспитателя, от того как он сумеет подобрать эти игры, усложнить задачу, помочь правильно направить правила игры для достижения программных задач.

Таким образом, дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста

Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальные беседы с родителями, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дают более эффективный результат в работе с детьми.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогические принципы организации сюжетной игры. Консультация для воспитателей "Педагогические принципы организации сюжетной игры" Консультация для воспитателей Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное,.

Консультация для воспитателей «Развивающие игры В. В. Воскобовича» «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В. ВОСКОБОВИЧА» Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность:.

Консультация для родителей «Дидактические игры и упражнения, их влияние на развитие детей дошкольного возраста» Дидактические игры и упражнения, их влияние на сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается.

Консультация для воспитателей «Игры-драматизации в жизни малышей» В современной педагогике главной остается идея приобщения детей к художественной литературе. Художественное произведение позволяет ребенку.

Консультация для воспитателей «Актуальность игры на современном этапе в соответствии с ФГОС до» .

Консультация для воспитателей. Организация и руководство подвижными играми на прогулках Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей, и одним из важных ее разделов является подвижная игра. Подвижная игра занимает.

Консультация для воспитателей «Самостоятельные физические упражнения и игры на прогулке летом» Обучение детей основным движениям должно быть неразрывно связано с воспитанием у них двигательной активности и самостоятельности. Это значит,.

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры»Консультация для воспитателей «Театрализованные игры» 27 марта - Международный День театра!Почему, на мой взгляд, возникла необходимость поговорить о театрализованных и театральных играх? Потому.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Дидактические игры в ДОУ и руководство ими»
Опубликовано: 8 сентября 2016 в 22:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Дидактические игры в ДОУ и руководство ими»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Васина (УИ 279503) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД