Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

наталья никулина
Консультация для воспитателей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»
▼ Скачать + Заказать документы

"Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Публикация «Консультация для воспитателей „Для чего нужна артикуляционная гимнастика?“» размещена в разделах

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лодочки». («Лопаточка», «Чашечка», «Лошадки», «Иголочка», «Горка», «Трубочка», «Часики», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Змейка», «Маляр», «Катушка»).

Рекомендации к проведению упражнений:

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходимо зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет. При этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.

Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования превышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний.

В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удерживать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из

«Сказка о Веселом Язычке»

Жил Веселый Язычок

В маленьком домишке,

Превращался во что мог

На радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился

И на губке развалился.

Распластался, растянулся

И губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий,

Стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни

И иголкой уколи.

На тонкой ножке

Стоит грибок у дорожки.

Язычок свой к небу прилепляй

И грибочек ты срывай.

Ходят часики тик-так,

НЕ остановишь их никак.

Влево – тик, вправо – так,

Тик-так, тик-так.

А теперь вот, погляди, -

Это скачут лошади.

Язычком пощелкай ты,

Как копытами они.

Язычок наш захотел:

На качелях полетел!

Летят они то вверх, то вниз.

Ты вместе с ними прокатись.

Очень любит Язычок вкусное варенье,

Приготовил он друзья это угощенье.

Варенье приятное, вкусное, ароматное.

Язычок подними, варенье с губки оближи.

Язык наш змейку не боится,

В нее он может провалиться.

Вперед-назад, вперед-назад,

Не пугает он ребят!

Как маляр наш Язычок,

Кисточкой покрасил чердачок.

Не чердак, а небо!

У него дел много!

Так живет наш Язычок

В маленьком домишке,

Превращается во все

На радость всем детишкам!

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев,

например, известная всем «Сорока – Ворона…». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действует на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать –

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали. сжимают и разжимают пальчики

поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца

сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

«Гномики – прачки»

Жили-были в домике

Маленькие гномики

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики

Раз, два, три, четыре, пять

Стали гномики стирать

Токи – рубашки,

Пики – платочки,

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики – умница был, всем водичку носил. сжимают и разжимают кулачки

загибают и разгибают пальцы

трут кулачками

«Помощники»

Дружно помогаем маме

Мы белье полощем сами

Раз, два, три, четыре

Потянулись,

Наклонились, хорошо мы потрудились. наклон, руки влево, вправо

вытирают руки

Основными задачами совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя являются :

- Формирование правильного произношения.

- Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

- Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма. 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей и комфорта в группе.

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка. 3. Заполнение протокола обследования ПМПк, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. 6. Расширение кругозора детей.

7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. 7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. 8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

9. Развитие фонематического восприятия детей. 9. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций учителя-логопеда.

10. Обучение детей процессам звукослогового анализа и синтеза слов, словесного анализа предложений.

11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. 11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

12. Формирование навыков словообразования и словоизменения.

13. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации. 13. Контроль над речью детей по рекомендации учителя-логопеда, тактичное исправление речевых ошибок воспитанников.

14. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, формирование навыка составления рассказов-описаний, рассказа по картинке, сериям картинок, пересказов.

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения. 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей группы складывается также из оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении.

На учителя-логопеда возлагаются обязанности

-по насыщению предметно-развивающей среды и оборудованию логопедического кабинета в соответствии с требованиями;

-по систематизации и пополнению дидактического, методического материала по разделам (заполняется «Картотека имеющегося в кабинете материала по содержанию разделов»).

На воспитателей группы возлагаются обязанности

-по насыщению предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей дошкольников с ФФНР, ОНР

-по содержанию и насыщению коррекционного уголка для вечерних занятий воспитателя по заданию учителя-логопеда, оборудованного в группе.

Рекомендации для воспитателя

Воспитатель ДОУ компенсирующего вида осуществляет коррекционную направленность воспитания и обучения на занятиях и во внеучебное время. Необходимо соблюдать общий подход к отбору речевого материала на логопедических занятиях и занятиях воспитателя. В то же время воспитатель имеет более широкие возможности закрепления достигнутых речевых умений и навыков в детских видах деятельности и в дидактических играх, представляющих синтез игры и занятия.

Известно, что коммуникативная активность ребенка проявляется во взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками наиболее ярко в игровой деятельности.

Дошкольников с нарушением речи отличает затрудненность в установлении контактов, медленная реакция на действия партнера по общению. Некоторые дети с ФФН, ОНР характеризуются стереотипностью способов общения, их однообразием, эмоциональной незрелостью. Воспитателю следует специально создавать ситуации, требующие от ребенка проявления разных форм общения — ситуативно-делового, познавательного, личностного. Следует выявить, когда ребенок проявляет наибольшую активность, заинтересованность, в какой ситуации чувствует себя наиболее свободно. Воспитатель должен демонстрировать образцы общения, вовлекать пассивных детей, поддерживать речевую активность. Взрослый должен побуждать детей к диалогу, поощрять общительность, соблюдать педагогический такт.

Воспитателю необходимо внимательно прислушиваться к речи детей и хорошо знать, над какими разделами коррекции произношения в данный момент работает логопед. Особые требования предъявляются к приемам исправления фонетических и грамматических ошибок. Воспитатель не должен повторять за ребенком неверное слово или форму, он должен дать речевой образец. Если ошибка произошла в речевом материале, который усвоен основным составом группы, то следует предложить ребенку произнести слово правильно. В противном случае лучше ограничиться четким произнесением образца. Если ошибка является распространенной и встречается у многих детей, нужно обсудить это с логопедом.

Важно научить детей под руководством воспитателя слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно их исправлять.

Воспитатель должен побуждать детей к самостоятельному исправлению ошибок. В речевых ситуациях, имеющих эмоциональный характер (игра, оживленный диалог) используется так называемое отсроченное исправление. По отношению к детям с проявлениями речевого негативизма исправление ошибок осуществляется без фиксации внимания всей группы.

При ознакомлении детей с окружающим миром воспитатель привлекает внимание к названиям предметов, объектов. При этом, помимо возрастных возможностей детей учитывается состояние фонетической стороны речи, корригируемой логопедом. В активный словарь вводятся слова, доступные по звуко-слоговой структуре. Воспитатель должен следить за их четким и правильным произношением, так как, помимо общеразвивающих задач, он также реализует задачи коррекционной направленности — осуществляет активное закрепление навыков произношения.

Публикации по теме:

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна?» Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и для чего она нужна» Что такое мелкая моторика и для чего она нужна Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Для чего нужна пальчиковая гимнастика? Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем, играя в пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика:.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика. Варианты игр В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем.

Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?» При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нужно.

Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать» Консультация для родителей ранней группы "Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать" "Источники способностей и дарований детей.

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика — для чего она нужна?» Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит.

Консультация логопеда «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» «Для чего нужна Артикуляционная гимнастика?» Иногда родители думают, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное.

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика»Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика» b]Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»[/b] Красивая речь – это спорт.

Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать?» Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать? Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 16:12
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»» (включая файлы) размещена пользователем наталья никулина (УИ 529095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД