Консультация для воспитателей ДОУ «Сенсорное развитие ребенка»

Татьяна Иваненко
Консультация для воспитателей ДОУ «Сенсорное развитие ребенка»

Сенсорное развитие ребёнка

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе. Сенсорное развитие ребёнка с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. В детском саду ребёнок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного времени к внешним свойствам предметов, их учёта и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом ребёнок должен достаточно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование так же требует исследования формы предмета, его строения. Ребёнок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образа со свойствами имеющего материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчётливые предоставления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.

Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидности, сравнение объектов по величине.

От уровня сенсорного развития зависит, каким дальнейшее обучение ребёнка. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление с сенсорной культурой человека.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представление о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов форм - геометрической фигуры, величины – метрическая система мер. Виды эталонов имеются в слуховом восприятии, во вкусовом, обонятельном.

Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов, от этого и зависит формирование способностей ко многим видам деятельности. Знакомя детей с различными свойствами предметов не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними, не беда, если он треугольник будет при этом называть крышей или угольником. Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились понимать слово «форма», «цвет», «такой же».

Дети 3 -4 лет уже могут выполнить элементарные продуктивные действия: выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала. Обучая детей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться, чтобы ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ахроматические цвета – белый, серый, чёрный.

В начале у детей формируют представление о хроматических цветах. Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.

Знакомя детей с геометрическими фигурами и их разновидностями, обучают их приёму обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а так же сопоставлению фигур воспринимаемых зрительно.

Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов по величине происходит развитие глазомера. Простейшей глазомерной задачей доступной для детей является выбор на глаз большого или меньшего предмета из двух, затем выбор предмета по образцу.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Педагог-психолог Рыжковаа Н. П. Сенсорное развитие ребнка.

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна Речь – одна из основных линий развития ребенка.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это развитие правильного восприятия малыша и формирование определенных представлений о свойствах.

Консультация для воспитателей и родителей «Речевое развитие ребенка 4–5 лет» Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря.

Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованной деятельности» Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его.

Консультация «Восприятие мира и сенсорное развитие» Сотни тысяч улиток отдали жизнь, чтобы римский император мог носить мантию пурпурного цвета. За множество веков, прошедших с тех пор,.

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание в дидактических играх» В сенсорном воспитании детей раннего возраста дидактические игры и игрушки являются по существу ведущими средствами обучения. Очень важным.

Консультация для воспитателей «Развитие ребенка в театральной деятельности» Новый нормативный документ «Федеральный Государственный образовательный стандарт» дошкольного образования определяет основу образовательной.

Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие в изобразительной деятельности» По мнению многочисленных исследований, изобразительная деятельность играет важную роль в общем и художественном развитии ребенка: у него.

Консультация для воспитателей «Влияние дидактических игр и массажа БАТ на развитие ребенка»Консультация для воспитателей «Влияние дидактических игр и массажа БАТ на развитие ребенка» Здравствуйте, дорогие коллеги! предлагаю вашему вниманию родительское собрание по активизации "волшебных точек" находящихся на нашем теле:.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Сенсорное развитие ребенка»
Опубликовано: 29 октября 2015 в 06:37
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Знакомство с ПДД в младшей группе» (вторая группа раннего возраста)
Фотоотчет «Знакомство с ПДД в младшей группе» ( вторая группа раннего возраста) Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим...
Конспект по художественно-эстетическому развитию «Щенок». Используемые технологии:...
Цель: Формирование умения детей рисовать в технике «сухая кисть» методом тычка, осваивая цветовую палитру: дополнительных цветов ( оранжевый) и оттенков (...
Загадки о посуде
Варю я пищу вашу К обеду - суп и кашу. ( Кастрюля) "Ш-ш-ш, - шипит картошка, - Подлейте маслица немножко". Вот это жар, вот это да! Раскалена (...
Уголок ИЗО в группе: помогаем детям раскрыть творческий потенциал
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант оформления уголка изобразительной деятельности Тематические зоны в группе — обязательное...
Фотоотчёт «Посткроссинг. Привет из Рязани»
По крутому яру заросли кипрея, Глину подмывает гибкая Ока, И за ровным лугом вдаль и чуть левее, Нам Рязань открылась, но не вся пока. ( Сергей...