МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Факторы экологической опасности в ДОО и в быту»

Айше Набиева
Консультация для воспитателей «Факторы экологической опасности в ДОО и в быту»

К опасным факторам окружающей среды ДОО можно отнести несоответствующие санитарным, экологическим и гигиеническим требованиям уровни показателей запыленности и загазованности воздуха, температуры радиаторов отопления, микроклимата помещений, освещенности, шума, ионизации воздуха, статического электричества, электромагнитных излучений и многое другое. Перечисленные факторы регламентируются целым рядом нормативных документов, основным из которых является (СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Данные санитарные правила устанавливают санитарно- эпидемиологические экологические) требования:

Публикация «Консультация для воспитателей „Факторы экологической опасности в ДОО и в быту“» размещена в разделах

к условиям размещения ДОО;

оборудованию и содержанию территории;

помещениям, их оборудованию и содержанию;

естественному и искусственному освещению помещений.

отоплению и вентиляции;

водоснабжению и канализации;

организации питания;

личной гигиене персонала и др.

Вместе с тем в самих правилах термины экологической безопасносги не используются, и некоторые меры по обеспечению экологической безопасности нс рассматриваются. Уровни присутствия опасных факторов в помещениях ДОО необходимо систематически оценивать на предмет соответствия допустимым значениям. Важность такого постоянного контроля должны обеспечивать и специалисты детского сада, и родители воспитанников. Задача облегчится, если перечень и критерии показателей по опасным факторам будут расширены.

Недостаточное внимание к опасным экологическим факторам в документации и нормативной базе ДОО нашло отражение и в тематике занятий по экологическому воспитанию, которая больше относится к природоведению, биологии и географии, чем к охране окружающей среды. Приведем несколько типовых распространенных тем занятий по экологии : «Перелетные птицы», «Наши младшие друзья», «Как птицы весну встречают», «Волшебница вода» (для детей 4—5 лет) и др. Как видим, занятий по экологической безопасности человека мы почти не обнаружили. В этой связи целесообразно педагогам ДОО дополнять тематику природоведения темами охраны природы окружающей среды, поскольку проблемы экологической безопасности становятся все более острыми и актуальными.

Химические и иные опасные вредные факторы в помещен ДОО и в быту по характеру а действия на организм человека могут быть токсическими, раздражающими, сенсибилизирующими, канцерогенными, мутагенными, влияющими на репродуктивную функцию. Проникать в организм человека они могут через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки. Отравления не так уж редки в быту и в ДОО. Полезно узнать и биологические опасные и вредные факторы, включающие патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы (растения и животные). Можно посвятить занятие ознакомлению дошкольников с эти вредными факторами.

Проведенные исследователями опросов работников ДОО и родителей детей показали существенные пробелы в знании ими опасных факторов окружающей природной и техногенной среды в детском саду. Негативное воздействие на экологию прилегающей территории промышленности и автотранспорта знают почти все, но факторы внутреннего бытового окружения известны немногим.

Сегодня в продукты питания, косметику, предметы одежды и быта, оргтехнику неизбежно входит множество вредных химических соединений. Большинство продуктов питания, напитки и лакомства имеют длительные сроки хранения, а значит, содержат консерванты. Многие красители и отдушки в конфетах, кремах, чипсах и напитках, как правило, вредны для человека. Не удивительно, что аллергия получила столь высокое распространение среди детей.

На некоторых товарах отсутствует информация о сроках их хранения, составе, вредном воздействии на здоровье, но это редко настораживает и мало кто за это несет ответственность. Однако если на товарах и есть надписи, содержащие сведения об этом, их не всегда можно прочесть без увеличения и трудно понять. Поэтому нужны новые учебно-методические материалы, которые помогут оценить степень опасности продуктов и товаров широкого потребления.

Больше половины родителей и работников ДОО недостаточно осведомлены о опасных факторах окружающей среды в быту. Предлагаю вам прослушать некоторые факты и проверить свой уровень знаний по данному вопросу.

Знаете ли вы, что…

• более половины косметики и дезодорантов содержат вредные вещества, накапливаемые организмом (парабены, формалин, порошок алюминия, цинк, ртуть);

• домашний воздух в 5—6 раз грязнее и токсичнее, чем на улице, а в шкафах, шкафчиках, ящиках столов в десятки раз превышена ПДК фенола;

• посещение кухни, ванной или офиса с плохой вентиляцией равносильно экскурсии в цех с ядовитым химпроизводством;

• стиральные порошки следует хранить в тщательно закрытой упаковке в прохладном месте, а не в открытом виде. Нежелательно носить синтетическое нательное белье и постиранную одежду с запахом порошка;

• при запахе стирального порошка, лака, освежителя воздуха, новой мебели, пластика, искусственной кожи, ксерокса, принтера, краски, хлорки, отбеливателя и т. п. помещение необходимо тщательно проветривать и не находиться в нем до устранения запаха;

• не следует без крайней необходимости употреблять продукты, напитки, консервы с большими сроками годности (печенье, кексы, конфеты и т. п.). Качественная продукт может храниться более 2—3 дней (без охлаждения).

Этот список рекомендаций экологической безопасности может быть удвоен и даже утроен.

Несколько слов о безопасности при пользовании косметикой. Большинство кремовых композиций представляют coбой питательные смеси, благоприятные не только для клеток кожи, но и для различных микроорганизмов. Поэтому для сохранения косметических препаратов и повышения их устойчивости в них добавляют вещества, называемые бактериостатиками (консервантами, т. к. без него срок жизни натуральна крема – всего 2 – 3 дня.

Наиболее безопасными из консервантов выступают вещества, встречающиеся в некоторых растениях (бензойная кислота, салицилаты). Однако у них слишком мягкое бактериостатическое действие, требующее больших доз. Кроме того, оно часто узкоспецифично (блокируется рост бактерий, но не мешает жить грибкам, или наоборот). Малотоксичны борная кислота, бензиловый спирт, гелиотропин, калган, бура, илантон, имидазолидинмочевина.

К группе консервантов средней активности обычно относят вещества, не присутствующие в природе в свободном виде. Это парабены (этилпарабен, бутилпарабен, метилпарабен, пропилпарабены). Они не дают развиваться микроорганизмам, но и оказывают угнетающее воздействие на кожу, замедляя процесс ее обновления.

Особую опасность представляют применяемые производные формалина или других альдегидов, которые денатурируют биоорганические молекулы, что ведет к старению кожи. В силу относительной дешевизны широко распространен бронопол (2-бром- 2-нитропропан-1,3-диол, входящий в состав кремов и дезодорантов. Он может привести к образованию мутагенных веществ. В концентрации 0,2% бронопол вызывает эритему кожи, при. концентрации 0,5% — отек. Это консервант с сильным фунгицидным (противогрибковым) и бактерицидным действием. Разрешен к применению в концентрации не более 0,1%. Однако кожа имеет тенденцию накапливать токсичные вещества при их неоднократном нанесении.

Все перечисленные вещества являются низкомолекулярными (имеют маленькие размеры, что позволяет им легко проникать вглубь кожи, в нижний слой эпидермиса, и там угнетающе воздействовать на клетки кожи, лишать их способности к делению. Именно консерванты чаще всего служат виновниками аллергической реакции кожи.

Каким же консервантам можно доверять? Следует отдать предпочтение препаратам, в которых используются природные бактериостатики: прополис, экстракты из листьев эвкалипта, черемухи, березы, клюквы, черной смородины. Есть нетоксичные вещества. произведенные посредством химического синтеза: бензоат натрия (бензойная кислота, салициловая кислота, сорбитол, этиловый спирт, аскорбиновая кислота, лимонная кислота, сульфат серебра.

Рассмотрим еще некоторые виды опасностей.

Сегодня широко используют энергосберегающие люминесцентные лампы. Они доставляют неудобства людям со светочувствительностью, аутизмом, эпилепсией и мигренью. Ультрафиолетовое н электромагнитное излучения потенциально опасны при нахождении человека возле источника в течении длительного времени. Мерцание или холодный белый свет люминесцентных энергосберегающих ламп также могут вызывать вред и быть причиной дискомфортных ощущений, головных болей или расстройств внимания. Экономичные люминесцентные лампы могут сэкономить электроэнергию, но они содержат небольшое количество токсичной ртути, которая при повреждении трубок рассеивается в окружающей среде. Во избежание проблем для здоровья и окружающей среды при поломке люминесцентных ламп необходимо выполнять следующие действия:

• вывести детей и животных из комнаты;

• выключить все системы кондиционирования воздуха и проветрить помещение в течение минимум 10—15 мин;

• аккуратно собрать осколки лампы. Обязательно использовать резиновые перчатки. Хранить осколки следует в герметичной посуде, такой как стеклянные банки или пластиковые контейнеры. Не используйте пылесос, так как это продлит пребывание ртути в воздухе;

• если одежда, шторы или другие ткани загрязнены порошком. содержащимся внутри трубок лампы, не мойте их в стиральной машине. По возможности очистите загрязнение одноразовыми влажными бумажными полотенцами или тряпками. которые затем поместите в герметичные контейнеры с осколками лампы;

• не следует выбрасывать люминесцентные лампы на свалку. Необходимо отнести их в пункты утилизации. Как правило, они находятся в крупных местах продаж таких ламп, но, к сожалению, не везде. Та же проблема с утилизацией миллионов бытовых батареек и аккумуляторов. Ее нужно решать, в противном случае заражение почвы и сточных вод вокруг городов будет происходить катастрофическими темпами.

Игрушки. Игрушки, изготовленные из поливинилхлорида (ПВХ) резины, силикона, пластмассы, при контакте со слизистой рта ребенка могут вызвать аллергическую реакцию или даже отравление. Предпочтение нужно отдавать игрушкам из натуральных материалов.

В заключение хочется подчеркнуть, что в связи с появлением новых материалов технологий тематика занятий по экологической безопасности для работников ДОО и родителей должны соответствовать тому обилию экологических угроз, которые возникают в детском саду и быту.

Публикации по теме:

Факторы психологической безопасности Факторы психологической безопасности С поступлением ребенка двух-трех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество.

Консультация для воспитателей «Факторы, влияющие на социально-психологический климат» I Социально – психологический климат. В конце 50-х – начале 60-х годов волна исследований была направлена на выявление характеристик социально.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры дошкольника» Экологическая составляющая культуры педагогического труда. Жизнь может быть преображена утверждающим понятием культура. Н. Рерих. Выживание.

Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов).

Консультация для воспитателей «Конструктивная деятельность для воспитателей раннего возраста» Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование.

Консультация «Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье» Может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка? Особенности характера единственного, старшего, среднего и младшего ребенка в семье.

Консультация на тему: «Формирование у детей экологической культуры — взаимосвязь в природе» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества.

Методические рекомендации к проведению Дней защиты от экологической опасности Методические рекомендации к проведению Дней защиты от экологической опасности под девизом «Экология – безопасность – жизнь» Главная цель.

Предшествующие факторы, последствия поведения Предшествующие факторы, последствия поведения Среда – это совокупность различных стимулов (факторов, которые влияют на наше поведение.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Факторы экологической опасности в ДОО и в быту»
Опубликовано: 26 ноября 2015 в 16:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД