Получи документы

Консультация для воспитателей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Лариса Сидоренко
Консультация для воспитателей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Из опыта работы «Формирование грамматического строя речи

у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Для того чтобы целенаправленно, дифференцированно, комплексно решать задачи по формированию грамматического строя речи, в начале учебного года мы провели мониторинг, обследовали и проанализировали состояние речи детей группы. Нами было выяснено, что дети нередко допускают речевые ошибки. Некоторые дети испытывают затруднения в подборе нужного слова из-за его незнания, заменяют слово близким по значению, но не точным (вместо «свинья» - «хрюшка», вместо «хобот» - «нос»). Иногда дети правильно воспроизводят слова при рассказывании стихотворения или пересказе, но не могут объяснить значение некоторых слов, так как воспроизводят их механически.

При составлении рассказов и при пересказах рассказы детей бывают недостаточно развернутыми, схематичными, с бедным словарем. В их речи недостаточно прилагательных, наречий, причастий, глаголов. По этой же причине дети затрудняются сформулировать свой ответ или свое высказывание в логически правильно выстроенную и грамотно оформленную фразу, выразить свои мысли, чувства, эмоции.

Достаточно часто на поставленный вопрос дети отвечают односложным ответом, а на вопрос причинно-следственного характера со словом «Почему?» начинают ответ со слов «Потому что …», опуская первую часть сложно - подчиненного предложения.

Некоторые дети допускают ошибки при образовании притяжательных и относительных прилагательных («лисиный хвост», «виноградовый сок», испытывают затруднения при подборе однокоренных слов к заданному слову, употреблении неизменяемых форм существительных («много пальтов», «пианинов», родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе («не стало воробея», «много окнов») и т. п.

Причины подобных проблем в речи детей разные. Одной из причин может быть неправильное речевое воспитание детей в семье, когда с детьми младшего дошкольного возраста излишне долго «сюсюкают», копируя речь малышей и умиляясь их лепету, вместо того, чтобы давать образец правильной речи, что, соответственно, тормозит речевое развитие ребенка. Иногда, наоборот, родители старших дошкольников современный принцип педагогики «общение с ребенком на равных» воспринимают буквально, разговаривая с ними как со взрослым, употребляя сложные для детского восприятия слова и выражения, не объясняя их смысла.

В нашей группе 26 детей, из них 13 детей 6 – 7 лет : 4-с высоким уровнем речевого развития, 1- с низким, 8 - со средним уровнем развития. Дети 5 – 6 лет – 13 человек: с высоким уровнем развития - нет, 10 - со средним уровнем, 3 - с низким.

Шестеро детей занимаются с логопедом.

Учитывая все недостатки, ошибки, проблемы формирования грамматического строя речи детей, мы поставили перед собой следующие задачи:

Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умения образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помочь детям в правильном построении сложноподчиненных предложений, использовании языковых средств для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Научить детей способам словообразования существительных, глаголов, прилагательных, наречий, причастий.

Обращать внимание на морфологический состав слов, правильно изменять слова и сочетать их в предложениях, правильно составлять простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употреблять различные конструкции предложений

Для успешного решения этих задач мы используем программу «Методику развития речи» О. С. Ушаковой, разработали перспективный план по развитию речи, дидактические игры и упражнения, артикуляционные гимнастики, наглядно-методический материал, создали картотеку дидактических игр, загадок для развития словаря и грамматического строя речи.

В группе создали определенные условия:

- Организовали речевую среду;

- подобрали соответствующую познавательную и художественную литературу;

- предметные и сюжетные картинки;

- атласы, альбомы, справочники, детские энциклопедии;

- словесно-логические игры, игры по развитию связной речи,

- лексико-грамматические : на образование существительных определенного падежа единственного и множественного числа, на составление сложноподчиненных предложений.

Формирование грамматического строя речи в системе воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС мы проводим через интеграцию образовательных областей с другими образовательными областями:

-с образовательной областью «Познавательное развитие» через расширение кругозора детей, включение элементов речемыслительной деятельности, сенсорное развитие. Например, на математике учим согласовывать числительные с существительными (десять груш, трое ребят и т. д.) или (одна кукла, две куклы, пять кукол). Во время знакомства детей с предметным окружением, когда дети определяют качества предметов и подбирают определения к ним, учим их согласовывать прилагательные с существительными, например: металл холодный, тяжелый, прочный. При ознакомлении детей с природой проводим дидактические игры на подбор слов, близких по смыслу, синонимов. Например, игра «Какой?» (заяц трусливый, пугливый, боязливый., на образование существительных, обозначающих названия животных, в единственном и множественном числе, например: игра «Чей малыш?» (у козы – козленок, козлята; у тигра – тигренок, тигрята).

Во время чтения художественной литературы через развитие литературной речи. После чтения произведений мы просим детей охарактеризовать героя, сказать какой он или она. При ответах дети упражняются в подборе определений, в согласовании слов в предложении в роде, числе, падеже. Задаем вопросы, на которые они отвечают, упражняясь в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

- С образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» через развитие игровой деятельности детей (сюжетно – ролевые игры театрализованные, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

-с образовательной областью «Физическое развитие» через использование грамматических игр с движениями, упражнений пальчиковой гимнастики. Мы проводим такие игры, как «Назови ласково», где дети последовательно передают друг другу мяч, называя имя соседа с уменьшительно - ласкательным суффиксом или название животного, птиц, мебели или посуды; игра «Скажи наоборот», где дети перебрасывая мяч друг другу, упражняются в подборе противоположных по значению слов, антонимов: сильный- слабый, тяжелый- легкий, длинный- короткий и т. д.

Также дидактические игры и упражнения мы проводим во время ООД в заключительной части занятия, как физкультурные паузы, и на прогулках.

Формирование грамматической стороны речи дошкольников входит в содержание раздела образовательной программы «Речевое развитие» и является частью задач по развитию всех компонентов устной речи и практического овладения нормами речи.

По развитию речи мы проводим ООД фронтально. Создаем условия для самостоятельной деятельности и проводим индивидуальные занятия, используя речевую среду группы.

Для детей, имеющих средний или низкий уровень развития речи, имеющих различные речевые проблемы и пробелы, мы проводим специально организованные подгрупповые или индивидуальные занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в утреннее и вечернее время.

Упражняем их через дидактические игры и упражнения в словообразовании. Например: в подборе однокоренных слов, давая образец, объясняем, что эти слова разные. Но они связаны друг с другом по смыслу и звучат похоже, это слова родственники (грустный, грустит, грустно; веселый, весело, веселится)., в образовании существительных с суффиксами (сок из груши- грушевый, из яблок- яблочный, из винограда- виноградный; варенье из черники- черничное, из клубники- клубничное, глаголов с приставками (ехал, съехал, приехал, наехал, уехал); в согласовании слов с помощью предлогов, падежных, родовых окончаний, учим говорить развернутыми фразами.

Многим детям трудно дается упражнение в составлении сложноподчиненных предложений, используя для соединения их частей такие языковые средства, как: чтобы, когда, потому что, если, если бы. В связи с этим мы проводим такие игры и упражнения, как: «Если бы я был…», «Закончи предложение», «Составь рассуждение». Например: «Зайчонок решил пригласить на праздник своих друзей, но никого в лесу не нашел». Почему?

В своей работе мы используем разнообразные приемы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые.

Дети с радостью встречают, пришедших к ним в гости или за помощью игровые персонажи: Буратино, Петрушку, Незнайку, которые просят научить их чему то.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают сконцентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью.

Решение учебной задачи сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Повышается внимание детей, активность.

Большую роль по формированию у детей грамматической стороны речи мы отводим речевым дидактическим играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре, развить речевые возможности детей, восполнить имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи планируем и проводим, как часть занятия по «Речевому развитию», «Познавательному развитию», игры направлены на подбор определений к существительным и согласовании их в числе, роде: «Подбери признак», «Какой?», синонимов и антонимов к существительным и глаголам: «Скажи наоборот»; на образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

«Скажи ласково» на заданную тему; однокоренных слов к заданному слову:

«Слова – родственники»; на образование формы родительного падежа множественного числа (носки –носков, чулки – чулок, гольфы – гольфов, ботинки – ботинок, рейтузы- рейтуз) «Доскажи словечко»; на образование сложноподчиненных предложений, используя слова «потому что», «объясните, почему?» и другие. Иногда на одном занятии мы используем нескольких дидактических игр; также используем дидактические игры, как паузу во время занятия с выполнением движений, действий; в свободное от занятий время, на прогулке. Дидактические игры содействуют обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (мышление, воображение, повышают интерес, способствуют развитию устной речи.

В группе проводим работу по согласованию имен существительных и прилагательных в роде, числе, падеже (задания предлагаем в таком виде, чтобы дети были вынуждены сами находить правильную форму : «Спроси у белочки сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза?», предлагаем задания на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов: бежал – перебежал (на другую сторону, забежал (в дом, убежал (из дома); веселый- веселится, грустный- грустит.

Проводя различные упражнения, мы осуществляем индивидуальный подход, вносим коррективы на основе учета особенностей речевого развития детей.

При образовании новых слов дошкольники допускают ошибки, которые почти неизбежны. Работа по исправлению ошибок составляет важный раздел работы по формированию грамматического строя речи.

Для исправления ошибок в речи детей, даем им задания на самопроверку. Если, подбирая существительное к прилагательному, ребенок ошибся, мы предлагаем: «Давай проверим, что у нас получилось: «большой ваза», «грамотно ли это сказано. В данном случае предлагаем ребенку произнести словосочетание вслух самому, чтобы он услышал допущенную ошибку.

Уточняем и закрепляем правильное употребление «трудных» глаголов: одевают – кого-то, надевают – что-то; одевать – Зину, Ваню, куклу; надеть – шапку, ботинки и т. п., при этом обращаем внимание на слова антонимы: одеть – раздеть, но надеть – снять.

Подобные правила касаются норм литературной речи. Их дети должны знать и использовать при исправлении собственных ошибок.

С начала учебного года мы продолжили совершенствовать умения детей образовывать однокоренные слова (по образцу, учим подбирать однокоренные слова к заданному слову. Например: «Послушайте слова – учить, учитель, учительница. Какая часть у этих слов – родственников общая? А у слова «школа» есть родственные слова? (школьник, школьный, школьница).

В систему развития у детей 6 – 7 лет грамматической стороны речи входит и работа над формированием различных видов и типов предложений, как в отдельных упражнениях, так и при составлении коллективного письма. Здесь мы учим детей построению сложно – сочиненных и сложно – подчиненных предложений, развиваем самоконтроль. Особое внимание уделяем синтаксической стороне речи - умению строить не только простые распространенные предложения, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводим упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (Дети пошли в лес, чтобы…Они оказались там, где).

В грамматической работе с детьми над предложениями мы используем различные упражнения:

* составление предложений по опорным словам и графическим схемам, *составление предложений с помощью вопросов,

*составление сложных предложений из двух простых с помощью союзов «а», «потому что», «так что», «если», «если бы» и др.

С этой целью мы проводим с детьми дидактические игры типа «Помоги Незнайке», «Живые слова», «Закончи предложение», «Что сначала, что потом», «Что будет, если…», «Если бы…» и др.

Как правило, на занятиях предусматриваем сообщение дошкольникам новых знаний, формирование новых умений. Закрепление материала планируем в других видах деятельности. Например, в ходе различных игр, на прогулке, в режимных моментах, обращаем внимание детей на новые слова (уменьшительные формы, а также не забываем корректно исправлять ошибки.

В индивидуальных и подгрупповых формах грамматической работы с детьми мы используем настольные дидактические игры с грамматическим содержанием. Это настольные игры («Противоположности», «Большие и маленькие», «Четвертый – лишний», «Употребление предлогов», «Что забыл нарисовать художник?» и т. п.)

Чтобы повысить интерес детей, внимание, сосредоточенность, в процессе игры используем различную атрибутику, двигательную активность: проводим игры в кругу с ловлей и бросанием мяча; в виде соревнования между двумя детьми, детьми всей группы или двух команд, с использованием фантов за правильный ответ, в виде викторин. Это такие игры, как:

«Чей листочек?», «Что? Откуда? Почему, «Что из чего сделано?» на образование относительных прилагательных от названий деревьев, различных материалов: листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…

«Чьи это?» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц) : клюв вороний, утиный;

«Женские профессии» на образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», обозначающие профессии воспитательница, учительница, продавщица, уборщица, дрессировщица…

Большой вклад в развитие речи вносят сюжетно-ролевые игры и игры– драматизации на основе литературных произведений, отгадывание и загадывание загадок, так как они являются источником для подражания и заимствования речевых оборотов высокохудожественных текстов и вместе с тем предполагают импровизацию, творчество.

Косвенное влияние на формирование грамматического строя оказывают регулярно проводимые с детьми «пальчиковые» игры, игры с камешками, бусами, мозаикой, поскольку упражнения мелкой моторики руки активизируют также речевые зоны головного мозга (М. М. Кольцова).

Формирование грамматического строя речи ребенка постепенно совершенствуется, чему способствуют в первую очередь общение, дидактические игры-занятия, речевые, народные и подвижные игры, прогулки и т. д. Понимая, как при этом важна роль взрослого, мы должны продолжать создавать развивающую среду, активнее общаться с ребенком, вовлекая его в совместную деятельность, в общение, всячески поддерживая инициативу и творчество.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 сентября 2020 в 07:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД