Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры дошкольников» (7 фото)

Елена Терехова
Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры дошкольников»

«Стандарт дошкольного образования –это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы дети остались почемучками».

А. Г. Асмолов

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Экологическая культура – одна из составляющих культуры человека, обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города и прилегающей территории, но и всей страны в целом.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование основ экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах

Цель экологического образования в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы:

экологическое восприятие - видение, слушание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;

экологическое мышление - отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;

экологическое чувствование – эмоциональный резонанс ребенка и природы, сопереживание;

экологические знания – отражение в сознании ребенка взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает детям первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Поэтому для организации работы по экологическому воспитанию детей необходимо создание единого образовательного пространства «детский сад – семья», что подразумевает повышение экологической грамотности родителей и повышение квалификации самих педагогов.

Для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз, через различные виды деятельности способствует развитию внимания детей и длительному и устойчивому сохранению интереса, т. е. используются междисциплинарность и интеграция всех областей развития ребенка.

Важный метод экологического воспитания - слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа - четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми. А после беседы обязательно проводятся ежедневные наблюдения в природе. Но сколько бы ребенок ни запомнил названий растений, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь - все напрасно. Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. "Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца", - писал В. А. Сухомлинский. А воспитанию сердца способствует любовь и красота, в них есть тот живой огонь, от которого зажигаются огоньки детских сердец. Природа - целый кладезь красоты. Любя природу, общаясь с ней, человек обогащается духовно, чувственно, заряжается энергией добра. Без общения с природой трудно представить воспитание сердца. Необходимо дать детям эту возможность, сделать все возможное, чтобы они хотя бы периодически окунались в мир природы, при этом давая им определенную свободу, возможность слиться, войти с ней в контакт. Проще всего это сделать во время наблюдений в природе на прогулках. Но мы должны помнить, что дети часто не замечают красоту вообще, и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через свое восхищение, удивление, радость и любовь. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить первые, наиболее яркие детские впечатления и, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы. Обращаясь снова и снова к одному и тому же объекту наблюдения, но каждый раз с новой стороны, можно поддерживать и пробуждать детскую любознательность, внимание, память, речь. Но это возможно только, если воспитатель сможет передать ребенку свое удивление, восхищение, доброе отношение. И пусть дети запомнят не все из того, что хотелось бы нам, если в их маленькие сердца войдут радость, любовь, сострадание - это будет самым главным знанием. И лучший помощник воспитателя в этом – художественное слово. В русской художественной и детской литературе множество произведений, подчеркивающих красоту природы.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что "ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира". Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы. Исследуя почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики) : цвет, форму, поверхность, край листьев, лепестков, запах; для этого все нужно рассмотреть, понюхать, потрогать, послушать. Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. ("кружатся листья", "падают снежинки", "ходит котик" и т. д.). Затем все эти впечатления отражаются в рисовании, аппликации, лепке, играх с природным материалом. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Поэтому так важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также посильная практическая исследовательская деятельность. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) природы способствует активизации мыслительной деятельности детей.

Важное место у детей в процессе формирования представлений, умений наблюдать, различать и сравнивать занимает такие приемы воссоздания действительности, как зарисовка с натуры и по памяти. Эти приемы влияют также на развитие способности активизировать и "оживлять" прошлый чувственный опыт и на формирование умения схематически изображать объекты в пространстве.

После наблюдений и опытов дети с энтузиазмом берутся за уборку территории своего прогулочного участка от растительного мусора, за посев в грунт семян цветов и овощей на территории "Чудо-огорода". В процессе такой работы у дошкольников формируются элементарные трудовые умения, закладываются основы культуры труда, закрепляются полученные знания, воспитывается бережное отношение к природе.

Таким образом, практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальные проявления ребенка в практической деятельности - это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает свои выводы и обобщения, т. е. доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека. В результате дети начинают понимать, что:

- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

- окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется.

«…Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». (Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968. С. 187)

И, конечно, нельзя забывать, что дошкольное детство - это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. И освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры.

Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры дошкольников»
Фото «Формирование основ экологической культуры дошкольников»
Консультация для воспитателей - фото
Стандарт дошкольного образования это стандарт поддержки разнообразия детства стандарт развития личности ребенка Стандарт дошкольного образования ставит цель чтобы дети остались почемучками Экологическое воспитание Консультации Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства
Публикации по теме:

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возрастаФормирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Одна из задач ДОУ – формирование у дошкольников основ экологической.

Формирование экологической культуры дошкольников Современное человечество стоит перед необходимостью переосмысления и осознания своей ответственности за сохранение окружающей природной.

Формирование экологической культуры у дошкольников Формирование экологической культуры у дошкольников Возмищева Татьяна Сергеевна, Воспитатель I кв. к., МБДОУ “Детский сад комбинированного.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Часть 1 Конкурс Природа просит доброты. Тема: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. СОДЕРЖАНИЕ.

Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете останемся мы одни. Д. Родович Жизненный.

Консультация «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» Методические разработки: Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Человек был и всегда остается сыном природы,.

Опыт работы по теме «Формирование экологической культуры у дошкольников» В нашем детском саду создана благоприятная среда для саморазвития педагогов. Меня заинтересовала работа по теме «Формирование экологической.

Отчет по самообразованию Тема «Формирование основ экологической культуры старших дошкольников» Все хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

План проведения методической недели «Формирование основ экологической культуры в ДОО»План проведения методической недели «Формирование основ экологической культуры в ДОО» 2017 год объявлен годом экологии. Одной из годовых задач нашего детского сада является экологическое воспитание, которое включает также.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры дошкольников»
Опубликовано: 7 января 2018 в 21:43
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД