Получи документы

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»

Татьяна Орлова
Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».

МДОУ – детский сад компенсирующего вида №7 Воспитатель : Орлова Т. А.

г. Моздок 2015 год

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах

Ориентация – определение своего положения на местности, умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо.

Глаз имеет доминирующее значение при ориентировке в окружающем мире. И. М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психическом развитии, говорил, что визуальная ориентация занимает ведущее место.

В развитии ориентировки в пространстве Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина выделяют 5 этапов:

I этап - детей учат практической ориентировке «на себе» :

- учат различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом.

- создают представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади, и т. д.

- учат ориентироваться в групповой комнате, в спальне, в раздевалке, в туалетной комнате

- развивают способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.

- учат ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания слуха, обоняния

II этап – точка отсчета - собственное тело, ориентировка в пространстве «от себя» :

- создают представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела

- учат обозначать расположение частей своего тела соответствующими пространственными терминами : правая, левая, вверху, внизу, спереди, сзади и т. д.

- учат показывать направления ближайшего пространства с точкой отсчета «от себя» : направо — налево, вверх — вниз, вперед — назад, передвигаться в названном направлении

- учат находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа — слева, вверху — снизу, впереди — сзади).

- учат обозначать расположение игрушек и окружающих предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя»

- знакомят детей с понятиями : далеко, близко.

- учат находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным инструкциям педагога

- обучают начальным навыкам микроориентировки (на поверхности листа бумаги) : определять, показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа, брать предметы правой рукой и располагать их на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине.

- формируют представление о простейшем схематичном, условном изображении игрушек и предметов (используя для этого четкие контурные изображения).

III этап – детей учат :

- Словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя

- находить и располагать игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства.

- определять стороны предметов, наполняющих пространство (например, у шкафа стороны — передняя и задняя, верхняя и нижняя, правая и левая).

- передвигаться в названном направлении. Сохранять направление движения; обозначать направления движения соответствующими пространственными терминами (направо, налево, вперед, назад).

- ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры.

- находить дорогу в то или иное помещение к выходу на участок детского сада.

- ориентироваться на участке;

- определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве.

- знакомят с простейшей схемой пространства (кукольная комната).

- соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

- располагать предметы в реальном пространстве по схеме

- моделировать простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.

IV этап – ориентировка по схеме. Детей учат :

- определять направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4-х, 5-ти метрах, в зависимости от диагноза зрительного заболевания и остроты зрения каждого ребенка.

- словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке

- знакомят со схемой пути передвижения в помещениях детского сада.

- составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета врача, до музыкального зала и т. д.

- передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути, словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.

- составлять простейшие схемы пространства

- развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, стола, грифельной доски.

- последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу.

- дают представление об относительности пространственных отношений : в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека

V этап –самостоятельное составление схем пространства. Детей учат :

- мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.

- сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.

- определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами после поворота на 90° и 180°.

- активно использовать пространственные термины и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия

- самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропространства

- самостоятельно ориентироваться на территории детского сада

Публикации по теме:

Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве. Формирование ориентировки.

Формирование пространственной ориентировки как основа развития физического здоровья детей с ОНР. Формирование полноценных физических движений является первостепенной задачей укрепления и совершенствования здоровья детей дошкольного возраста.

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве «Животные Юга» в подготовительной группе детей с нарушением зрения .

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Гимнастика для глаз» Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой,.

Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов» Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов».Отражение величины как пространственного.

Консультация «Формирование зрительно-пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» Проблема зрительно-пространственной ориентации актуальна для всех детей с отклонениями в развитии, но особенно актуальна для слабовидящих.

Консультация для педагогов-дефектологов «Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения» Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения Особенности внимания. Внимание-это направленность и сосредоточенность сознания,.

Педагогическая копилка «Формирование умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» Цель: повысить уровень компетентности педагогов по вопросу особенностей пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Раскрыть.

Консультация для педагога-дефектолога «Развитие графических навыков у детей с нарушением зрения» Нарушение остроты зрения, прослеживающей функции глаза и локализации взора ведет к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»
Опубликовано: 15 декабря 2015 в 07:40
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД