Получи документы

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»

Екатерина Дербилова
Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей.

«Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности познать действительность,наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми,свое поведение, следовательно, и личность в целом.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование связной речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Поэтому, с ранних лет развитию связной речи детей необходимо уделять большое внимание. Занятия с детьми необходимо проводить в форме свободной непринужденной познавательной деятельности взрослого с детьми, где взрослый – партнер учитывает детские интересы и поддерживает инициативу каждого, а ребенок воспринимается как полноправный субъект взаимодействия. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Развитие познавательной активности ребенка и речевое развитие взаимосвязаны. Чем больше ребенок познает объектов окружающего мира, тем больше обогатит словарный запас, сможет выразить свое отношение к миру, к социальным и морально – нравственным отношениям людей.

Через познавательную деятельность также развивается интеллект ребенка, мыслительные способности, умственное начало. Познавательная активность детей развивается через обучающие занятия, продуктивную и игровую деятельность. Занятие – организованное обучение, поэтому на них дети получают более сложные знания и умения. На занятиях педагоги учат детей рассуждать, рассказывать, правильно выражать свои мысли, фантазировать, сочинять, претворять свои творческие планы в продуктивной деятельности. Важно развитие в ребенке желание познавать новое, задавать вопросы об интересующих его темах. Поэтому специалисты должны уметь удовлетворять его познавательное любопытство, отвечать, рассказывать обо всем, всеми способами поддерживать интерес ребенка к познанию. Для этого воспитатели стремятся, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем. В процессе поиска, экспериментов, решения проблемных задач дети учатся путем рассуждений делать самостоятельные выводы и обобщения. На каждом занятии присутствует новизна, новые методы и приемы для активизации детей. Посредством обучения дети развивают память, логическое мышление, воображение, самостоятельность.

Чтобы правильно организовать познавательно – речевое развитие дошкольников необходимо учитывать следующие составляющие:

• речь педагога дошкольного учреждения

формирование представлений об окружающей жизни

• развитие любознательности

• сенсорное воспитание

• игра.

Кроме того, важно научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу: кто позвал?», «Эхо», «Телефон», Упражнение «Угадай, что звучало», «Шумящие коробочки, «Где позвонили?». Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и т. п., о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и др).

Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет своизнания делится ими товарищами.

Отдельные виды игр по-разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей :

• сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;

• игры –драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;

• строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка, если педагог обогащает ее содержание, правильно организует.

Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре,ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений; предметов, необходимых для труда; содержание литературных произведений и т. п.). Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найти предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек» дети определяют предмет по одному их признаков. Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.

Есть система психологических и педагогических воздействий, направленных на развитие активности ребенка, повышение его статусного положения в коллективе, формирование адекватной самооценки и способности применять полученные навыки в разных видах деятельности. Существует три блока работы.

Первый блок. Активизация деятельности детей.

Основным содержанием данного блока являются игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости. Упражнения, а также этюды этого блока проводятся в качестве разминки как средства включения в работу, так и развития.

Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, зажмуриться, прищуриться и т. п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удивление, радость, удовольствие). Вот некоторые упражнения.

«Вкусные конфеты». Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.

«Зеркало». Педагог говорит детям: «Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него. Ну-ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице?». (Я очень рассердилась. Мне грустно, когда на улице плохая погода). «Зеркало» не только называет выражение, но и копирует его.

Внимание также надо уделять пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, выражать свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы. Пантомимика повышает интерес детей к занятиям, расширяет их эмоциональный опыт, позволяет замкнутым детям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.

«День рождения». Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами ему дарят подарки, а именинник угадывает, что это за подарок.

«Походка и настроение». Педагог показывает движения и предлагает изобразить их: «Попрыгаем как воробышек (кузнечик); походим, как мишка косолапый и т. д. Также в работе используются игры, цель которых – развитие двигательной активности. Они помогают пробудить пассивного ребенка, учат всех детей подчиняться определенным правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции. Используются такие игры как: «Кто самый ловкий?», «Ловушки», «Дракон кусает свой хвост», «Веретено» и т. д.

Второй блок. Активизация компонентов речевой деятельности.

В этом блоке большое внимание уделяется словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Используются такие игры как:

«Пара к паре».Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии. Например: «огурец – овощ, а ромашка… (цветок); телефон – ухо, а телевизор … (глаз).

«Сочиним историю» или «Сказка по кругу».

Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили – были …», следующий продолжает и так далее по кругу.

«Импровизации». Педагог предлагает детям составить рассказ, добавляя начатый им текст, например: «Однажды летом была хорошая …и мы с семьей поехали …Там мы …Приехали домой…»

Игра с мячом «Скажи наоборот», «Закончи предложение»,«Любопытный». Дети образуют круг. Водящий (любопытный) называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем обращается к какому – либо игроку и задает короткие вопросы типа: «Кто?», «Что делает?», «Когда?» и т. д., Например: объявлен звук р. Возможные ответы рак, рисует, ранним утром.

Третий блок. Активизация речи в разных видах деятельности.

Здесь используются проблемные и игровые ситуации, которые создаются путем использования наглядности, исполнением детьми различных ролей. Известно, что исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации. Например, игра «Гости» где дети распределяют между собой роли: хозяева дома и гости. Педагог предлагает пригласить в гости своих друзей, познакомить с родителями и т. д.

Можно использовать драматизации, разыгрывая сказки «Колобок» и т. д.

Для развития умения согласовывать действия, подчиняться и руководить другими используются рисуночные игры: «Страна клякс»,«Мое настроение», «Рисуем эмоции пальцами» и т. д.

Организация совместных видов деятельности стимулируют активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.

Публикации по теме:

«Формирование связной диалогической речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» Методическая разработка на тему «Формирование связной диалогической речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности». Воспитателя.

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Консультация.

Консультация для педагогов ДОУ Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста Консультация для педагогов ДОУ Программа детского сада предусматривает обучение дошкольников диалогической и монологической речи. Работа.

Консультация для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей. Воспитатель Тарасова В. В. Тема "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Что такое связная речь? Связная речь - смысловое.

Консультация для воспитателей «Формирование произвольности поведения у детей дошкольного возраста в подвижных играх» Консультация для воспитателей «Формирование произвольности поведения у детей дошкольного возраста в подвижных играх». Воспитатель: Попова.

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста" Воспитатель Захарова.

Консультация для воспитателей на тему: Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Цель мероприятия:повышение уровня теоретической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по.

Консультация «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники» Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ красивой, грамотной, чёткой речи, что является важным условием умственного.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Что такое связная речь? Связная речь - смысловое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 июня 2019 в 08:39
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД