МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Характеристика игровой деятельности дошкольников»

Светлана Овчарова
Консультация для воспитателей «Характеристика игровой деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Характеристика игровой деятельности дошкольников»

Игра – ведущий вид непродуктивной деятельности детей, значение которого не в ее результатах, а в самом процессе. Главное изменение в игровой деятельности в том, что желания ребёнка отходят на второй план, и на первый выходит чёткое выполнение правил игры.

Публикация «Консультация для воспитателей „Характеристика игровой деятельности дошкольников“» размещена в разделах

От 3 до 6-7 лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение.

В развитии игры выделяют 2 основные стадии.

• Для первой (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия.

• На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль игры в развитии психики ребё нка:

• В игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками;

• Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» и «надо»;

• В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства;

• Формируются новые мотивы и потребности;

• В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Игра способствует развитию познавательной сферы ребенка. Формируется творческое воображение. В игре преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы, манипуляции имеют определенный смысл. Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет - та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. Выбор сюжета всегда опирается на определенные знания.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития дошкольника.

• Игрушки-орудия - это уменьшенные копии орудий труда взрослых. Технические игрушки открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием.

• Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях.

• Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

• Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность.

Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте :

- игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

- ребенок осваивает разные виды игры;

- с помощью игры, дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

Современные классификации детских игр.

Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные.

Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию.

Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании выступления – обе кланяются, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы, говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента).

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества - это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны : тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным участником жизни взрослых.

Понятие «строительно - конструктивная игра» впервые встречается в работах П. Г. Саморуковой и В. Р. Лисиной. Главной особенностью таких игр является их близость к созидательной человеческой деятельности. Занимаясь конструированием, ребенок создает собственные архитектурные сооружения.

Чтобы у детей была возможность заняться конструированием, необходимо правильно организовать предметную среду в ДОО и дома.

Различают следующие виды строительного материала:

• искусственный (всевозможные виды конструкторов, напольные модульные блоки, настольный строительный материал, мозаика, бумага, картон);

• природный (песок, камешки, глина, веточки, шишки, снег, листья); подсобный (коробки, доски, ящики).

Желательно, чтобы строительные наборы соответствовали возрасту детей, были разнообразными и привлекательными.

Виды строительно-конструктивных игр :

Конструирование по образцу. Дети воспроизводят постройку вслед за педагогом либо ориентируясь на схему, рисунок, чертеж.

Конструирование по модели. Детям показывают готовое сооружение. Они самостоятельно делят его на составные части, подбирают детали необходимой формы и воспроизводят модель.

Конструирование по условиям. Детям объявляются параметры, которым должна соответствовать постройка (двухэтажный дом для мелких игрушек, гараж для двух машинок с подъездной дорожкой). Однако наглядного образца не дается. Дети сами генерируют идеи и воплощают их с использование различных материалов.

Конструирование по теме. Дошкольники самостоятельно выбирают материалы и техники, с которыми будут работать, разрабатывают проект без помощи взрослых. Воспитатель называет лишь тему строительно-конструктивной игры : автомобили будущего, город, животные.

Конструирование по замыслу. Ребенок сам решает, что и как он будет строить, учится воплощать в жизнь свой собственный проект. Для дошкольника это самая трудная задача.

Театрализованные игры - это деятельность, позволяющая педагогу формировать эстетическое воспитание, творческий потенциал и любовь к искусству.

Детскую театрализацию принято делить на две большие группы:

• игры режиссерские;

• драматизации.

Режиссерские игры - это настольный и теневой театры, действия с фланелеграфом. В этом случае ребенок - это не действующее лицо, он лишь ведет и озвучивает героя. В драматизации воспитанник уже исполняет роль самостоятельно.

Режиссерские игры разделяются на:

• Настольный игрушечный театр - персонажами могут быть любые поделки и игрушки, главное, чтоб их было удобно передвигать по столу.

• Настольный театр картинок - в этом случае персонажи изображены на иллюстрациях и их действия ограничены. Главная роль у интонации ребенка.

• Фланелеграф - персонажи крепятся к экрану, обтянутому фланелью. Тканью обтянута и внутренняя сторона вырезанных героев.

• Теневой театр - в этом случае используется экран из полупрозрачной бумаги, вырезанные герои из темной бумаги и источник света, который устанавливают за экраном. Можно использовать и пальцы рук.

Игры-драматизации делят на:

• Пальчиковые - ребенок надевает на палец куклу и изображает действия с ней. Можно прятаться за ширмой либо играть открыто.

• Куклы бибабо.

• Импровизацию - это драматизация без определенного сюжета и подготовки. Игра идет полностью интуитивно.

Для того чтобы детская творческая деятельность не стояла на месте, а развивалась, педагог должен применять специфические методы:

Метод моделирования ситуаций - педагог совместно с детьми создает модельные ситуации, сюжеты и этюды, в которых они смогли бы освоить творческую деятельность.

• Метод творческой беседы - педагог задает детям проблемный вопрос и путем ведения диалога воспитанники входят в творческую деятельность.

• Метод ассоциаций - будит фантазию детей при помощи ассоциативных сравнений. Затем ребенок пытается создать что-то новое на основе прошлого опыта.

Театрализованная игра дошкольников может организовываться в любом виде деятельности и на любом занятии. Для повышения театральной грамотности детей важна и тщательная подготовка педагогов. Они должны стать образцом творческого поведения для своих воспитанников. Отличный способ достичь желаемого - организовать на базе детского сада театр под руководством музыканта. Такая дополнительная подготовка поможет раскрыть творческие возможности педагогов, а дети, смотря на них, учатся такому же перевоплощению. Когда дети дорастают до возможности ставить собственные спектакли (это театрализованные игры в старшей и подготовительной группах, их нужно разделять на группы: режиссеры, костюмеры, сценаристы, художники.

Игры с правилами: дидактические, подвижные.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.

Подвижные игры - это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра - это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. Правила в таких играх выделены до начала игры, открыты для ребенка. Хотя подвижные игры прямо направлены на развитие основных движений и формирование двигательных качеств, они оказывают влияние на многие стороны психического развития ребенка. Прежде всего, это касается нравственно-волевой сферы личности.

Примерная схема наблюдения и анализа организации творческих игр в ДОО.

Сюжетно-ролевая игра:

• Вид, тематика игры (название).

• Цель игры (воспитательные, образовательные, развивающие задачи).

• Условия организации (создание игровой развивающей среды).

• Предварительная работа (обогащение впечатлений с целью развития игры).

• Приемы руководства игрой : прямые, косвенные, смешанные.

• Содержание игры (элементы новизны, усложнение и появление новых сюжетных линий).

• Уровень развития игровых умений и навыков у детей.

Игровые и реальные взаимоотношения детей в игре, роль воспитателя в их регулировании, разрешении конфликтных ситуаций.

• Осуществление индивидуального подхода (активизация, включение в игру малоактивных, сдерживание импульсивных детей).

• Творчество детей в игре.

• Влияние половой принадлежности на выбор игры, исполнение ролей.

Театрализованные игры (игры-драматизации) :

• Следование тексту литературного произведения, лежащего в основе сюжета игры.

• Правдивость изображения персонажа.

• Владение детьми разнообразными выразительными средствами (мимика, пантомимика, интонационная окраска речи).

• Проявление разных видов детского творчества (художественно-речевое, музыкальное, танцевальное, певческое, сценическое и др.).

Строительно-конструктивные игры :

• Уровень развития умений и навыков конструктивной деятельности, воображения, фантазии, настойчивости в осуществлении замысла.

• Умение доводить начатое дело до конца.

• Отношение к результатам совместной работы.

Игры с правилами (дидактические, подвижные) :

• Реализация обучающей задачи.

• Соблюдение детьми правил, умение подчиняться им.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Развитие игровой деятельности у дошкольниковРазвитие игровой деятельности у дошкольников Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, которая большое.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста Рекомендации для воспитателей ДОО по использованию интерактивного стола в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Современные дошкольники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Характеристика игровой деятельности дошкольников»
Опубликовано: 8 июля 2021 в 21:07
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Характеристика игровой деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Овчарова (УИ 1437476) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД