Галина Жукова
Консультация для воспитателей и родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Искусство, в частности музыка, является сильнейшим средством воздействия на душу человека, воспитания его чувств. Велика роль музыкального искусства в приобщении ребенка к миру гармонии, добра и красоты.
Одухотворенность музыки заключается в высоком строе мыслей и чувств, в ее открытости, в ее направленности на единение людей. Такая музыка помогает нам бороться со злом и бездуховностью, она согревает душу, очищает наше сознание, облагораживает человека, дает импульсы к восприятию иного мира – не физического – мира духовного, к которому должен стремиться каждый из нас. Это великое наследие, которым располагает сегодня современное человечество.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
Музыкальное воспитание оказывает существенное воздействие на нравственно-эстетическую сферу развития личности ребенка. Воспитывая нравственные чувства, мы закладываем нравственную основу для формирования его нравственного сознания, регулирования его нравственного поведения в будущем.
Однако музыка как фактор воспитания, не используется в должной мере современным обществом. Это связано с пассивной позицией определенной части родителей и педагогов, недооценкой музыки как действенного вида искусства в в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой мере способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще всего в форме фонового, рекламного, развлекательного направления. В результате, на задний план оттеняется огромный потенциал музыки в нравственном возвышении человека, в удовлетворении его стремления к истинной художественности и ценности искусства.
Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, путь к формированию его нравственности. Будучи обращенной, к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.
Д. Шостакович писал о том, что любовь и уважение к великому искусству музыки делает человека духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке человек оказывается способен обрести новые силы, увидеть жизнь в новых тонах и красках.
Получая с детства музыкальные впечатления, человек учится различать язык разных видов музыкального искусства: духовной, классической, народной и современной музыки.
В иерархии музыкального искусства на первом месте стоит духовная музыка.
«Церковная музыка может стать подготовительным этапом в развитии восприятия музыки,. а церковное пение открывает детям мир музыкального искусства и делает доступным понимание его красот…», так писал один из основоположников отечественной методики музыкального воспитания А. Сосновский.
О природной музыкальности русского народа размышляли философы, этнографы, писатели. Русский народ отличается исключительной музыкальностью; а поэзия и музыка – в частности, песня – занимают в его жизни большое место.
Профессор В. В. Медушевский описывает такой случай: «Моя четырехлетняя внучка, услышав первые звуки «Майской ночи» композитора Римского-Корсакова, воскликнула: Какая русская музыка! Я удивился : Откуды ты знаешь, что такое русская? Ты ведь никогда и русской песни не слышала. В ответ получил назидание: Взрослые этого не могут знать. Дети – они это чувствуют». Через полтора года девочка объяснила, что русское в той музыке было то, что музыка была добрая. Японские педагоги заметили, что ключ к тайне особого осветляющего действия русской музыки - в воспитанной православием неотъемлемости красоты от духовно-нравственного начала…
Далее рассмотрим особенности влияния на развитие ребенка таких видов музыкальной деятельности, как слушание и пение.
Слушание музыки развивает музыкальное восприятие ребенка, способствует развитию музыкального слуха и особенно его эмоционального компонента. Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности.
Современная оглушающая поп и рок музыка не только бездуховна, но и противоестественна, о чем говорит отношение к ней животных. Популяризаторы негативного влияния современной массовой музыкальной культуры собирают факты, подтверждающие это положение.
В книге протоиерея Глеба Каледы приводятся следующие примеры. «Любящие скрипку змеи уползают от рок-музыки. Чтобы избавиться от слонов, ночами топчущих угодья одной индийской деревни, жители поставили по краям этих угодий громкоговорители с рок-музыкой, и слоны. Не выдержав ее ушли.
Из разных видов музыкальной деятельности едва ли не самое значительное влияние на развитие ребенка оказывает пение. Это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Петь могут и хотят все дети, начиная с двухлетнего возраста. Исполняя песни, они глубже чувствуют музыку, активнее выражают эмоции.
Отечественные композиторы создали золотой фонд музыкальных произведений для детей, разнообразных по жанрам, темам, музыкальной форме. Приобщаясь к лучшим произведениям, ребенок приобщается к жизни своего народа, знакомится с персонажами отечественной истории, понятием Родина, таким образом, музыка способствует воспитанию чувства патриотизма.
Певческая деятельность так выразительна, что вызывает напряжение всех сил; в пении человек участвует всем существом. Специалисты отмечают, что в голосе особенно характерно выступает человеческая личность, а само пение – один из способов, помогающих выразить свои чувства, раскрыть свое внутреннее состояние.
С музыкой следует быть очень осторожным. Требуется тщательность в подборе музыкальных произведений, как для слушания, так и для непосредственного исполнения, ориентируясь на лучшее, на произведения, которые могут возвышать душу, очищать чувства, умягчать сердце, наполнять его добром и красотой. И следует решительно отказываться от всего разжигающего плоть, возбуждающего злобу и страсть разрушения, приводящего человека в состояние бездумного буйства.
Дети по природе талантливы во всех видах искусства, но не все это замечают. Взрослым нужно как можно раньше создать благоприятные условия для их развития. Музыкальные способности следует развивать всеми возможными способами. Более способных к музыке детей следует учить ей «для души» - для дома. Выход на сцену – удел особо одаренных. Многие известные ученые врачи и другие известные люди были прекрасными музыкантами –любителями. На профессиональном уровне играли на скрипке великий Эйнштейн, физик Макс Планк, прекрасно пел и играл на фортепиано, профессор-психиатр Д. Е. Мелихов.
Существуют различные формы музыкального воспитания. Посещение музыкальных спектаклей, концертов, слушание музыки в записях, просмотр телевизионных или видео-концертов, спектаклей, самостоятельные занятия музыкой в домашних условиях, участие в домашнем музицировании, подборе на музыкальном инструменте любимых мелодий.