Консультация для воспитателей «Игра как средство познания и развития речевой активности ребенка»

Наталия Пимашова
Консультация для воспитателей «Игра как средство познания и развития речевой активности ребенка»

Консультация для воспитателей: «Игра, как средство познания и развития речевой активности ребенка».

Известно, что самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для ребенка - дошкольника является игра.Между игрой существует двухсторонняя связь: с одной стороны речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием обогащения речи.

Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым, уровень развития мышления и речи. Дети, умеющие играть, могут перевоплощаться, импровизировать. Легче переносят стрессы, им проще вставать на точку зрения другого человека, понимать окружающих, сопереживать им.

В свою очередь названные качества, если их развивать, позволяют устанавливать бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы.

Во что же ребенок играет? Конечно, в сказку. Раз увиденная сказка надолго оставляет в душе ребенка ощущение чуда, волшебства, праздника. Сказка, в которой обычно побеждает добро, больной становится здоровым, бедный богатым, а слабый сильным, дает детям чувство защищенности. Естественно, на занятиях сказка не просто демонстрировалась мною с помощью наглядного материала. Она служила инструментом для разнообразных развивающих упражнений.

Все сказки планировались и готовились мною до занятия, с учетом речевых, психологических и личностных особенностей каждого ребенка. Однако, нередко, при показе сказки, подготовленной заранее, мне приходилось изменять ее содержание. Основанием для таких перемен являлась незапланированная реакция малыша. Во время демонстрации сказки со знакомыми персонажами, ребенок мог спросить: - А где волшебник, попросить; - сделай море, или предложить; - давай спрячем зверей в домик. Реагируя входе общения на желания малыша, я продлевала, изменяла игровое действие, добавляла в него персонаж, атрибут и т. д.

Под моделированием сказки мы будем понимать не только ее планирование до занятия, но и творческую переработку в процессе общения с ребенком, то есть в ходе ее проигрывания. Проигрывание - воспроизведение сказки или только взрослым или одним ребенком, или ими совместно. Причем, проигрываться могут как знакомые, так и незнакомые ребенку сказки, как составляемые непосредственно в процессе их демонстрации.

Детей плохо говорящих стало значительно больше, и они негативно относятся к другим детям, агрессивны, раздражительны, капризны, замкнуты, робки, пассивны, обидчивы. Если говорить об игре. То дети, отстающие в речевом развитии, зачастую неспособны к творческим, содержательным игровым действиям.

В ходе работы с детьми, выявилось, что с помощью проигрывания сказок можно развивать различные аспекты речевой деятельности.

-развивать фонематическое восприятие

- совершенствовать слоговую структуру слов

-автоматизировать звуки речи

-пополнять, уточнять и активизировать словарный запас

-уточнять структуру предложения

-совершенствовать связные высказывания.

По моему мнению, велико может быть и воспитательное значение проигрывание сказок. Посредствам сюжетов, моделируемых с учетом индивидуальных особенностей ребенка, можно воспитывать: духовность, любовь к природе, гуманность, скромность, доброту, ответственность. Помочь малышу в преодолении робости, страха, агрессивности, пассивности, упрямства, негативизма, замкнутости, плаксивости, раздражительности. Особенность этой деятельности в том, что взрослый, общаясь с ребенком, встает не над, а рядом с ним. А впоследствии нам легче вести малыша за собой. В процессе демонстрации сказки у ребенка, естественно, возникает эмоциональный подъем. Заметно повышается его сосредоточенность, восприятие, мыслительная активность.Умелое проигрывание сказок позволяет мне:

-создать у ребенка радостное, приподнятое настроение

-устанавливать эмоциональный контакт с малышом

-активизировать речевое общение

-пополнять запас знаний и сведений дошкольника

-оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие

-совершенствовать познавательные процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление)

-развивать речь.

Подробнее остановлюсь на моделировании и проигрывании сказки вначале, самый ответственный этап. Всем родителям были предложена информация по работе с заместителями. Проведено анкетирование среди родителей, с целью получения согласия на работу с детьми по моделированию. Родители помогли собрать фигурки из - «киндер сюрпризов». Набралась солидная коллекция, где были люди и звери, сказочные персонажи и машинки, растения и плоды.

Демонстрировать сказку с помощью таких мелких игрушек лучше перед одним - двумя детьми, не более. Я садилась за маленький стол, напротив малышей, доставала коробку с игрушками и сказка начиналась. В основном сюжеты сказок были продуманы заранее, иногда они возникали тут же, по ходу действий с игрушками. Но независимо от содержания сказки, обязательными были особый настрой, атмосфера, в которой они демонстрировались. Думаю, что к качествам взрослого, важным в данном случае,следует отнести:

-радостное, приподнятое эмоциональное состояние

-искренность, естественность, раскованность

-артистизм

-умение перевоплощаться, импровизировать

-настрой на творчество.

Как же радовались, преображались дети, когда на их глазах маленькие игрушки двигались, общались, превращались. Мне кажется существенным то, что показывая сказку, я воспроизводила не только реплики персонажей, но и так называемый авторский текст. Дети, целиком захваченные разворачивающимся действием, обычно смотрят только на игрушки, на меня глаз не поднимают. Продолжаю голосом сказочника «обезьянка один раз предложила черепахе – говорю хитрым, задорным голосом обезьянки и двигаю ее фигурку к черепахе». «давайте вместе побежим с тобой по дорожке. Кто первый прибежит, тот получит огромный банан, подобным образом продолжаю показ сказки,причем:

-говорю за каждый персонаж характерным для него голосом

-берусь за игрушку, изображающую говорящий персонаж и двигаю ее по поверхности стола в такт словам

-говорю за сказочника и передвигаю игрушки в соответствии с содержанием текста.

Продолжительность показа одной сказки от 2 до 5 минут. Каждый раз важно, чтобы сюжет был законченным, содержал, по возможности конфликтную ситуацию, а также воспитательный момент. Таким образом,в самом начале обучения я моделирую и проигрываю сказку самостоятельно, без участия детей. Ребенок пока молчит, он лишь смотрит и слушает. Да, его речь совершенствуется только в пассивном плане. Однако, все познавательные способности (мотивация, внимание, восприятие, воображение, память, мышление) функционируют активно. В ходе систематических занятий с детьми 4- лет, я разработала различные виды занятий по сказки. Все сказки моделировались и проигрывались при помощи настольных игрушек. Всякое обучение предполагает постепенное усложнение заданий, я обеспечивала это усложнение за счет все более активного участия ребенка в проигрывании и моделировании сказок. Наметилась определенная система, содержащая разнообразные виды работ с постепенным нарастанием их сложности.

Виды работ:

1. Подключение ребенка к проигрыванию сказки; во время демонстрации сказки, по ходу действий, я ничего не объясняю ребенку, передаю ему одну из игрушек, а затем, обращаясь к этой игрушке, от имени своего персонажа задаю вопрос персонажу ребенка: -«куда идешь ты, цыпленок? или белочка? Кто испек тебе такой вкусный пирог?» -предварительная подготовка к вступлению ребенка в игру не требуется, так как необычность подобного предложения может его испугать. Можно обращаться к персонажу ребенка с репликами, требующими от него пояснения, изменения, обобщения. «Бычок! Раз ты меня обидел, я не буду с тобой больше играть. Что ты мне на это скажешь? или «Гномик, пожалуйста, расколдуй козлика! Как ты это сделаешь?» Подобные упражнения, помимо внимания, мышления, воображения, позволяют совершенствовать речевую активность и построение фразовых высказываний ребенка.

2. Наличие игрушки помогает ребенку легче войти в образ, смелее действовать в рамках поведения наблюдаемого персонажа, выполнять движения от лица, что психологически намного легче. На мой взгляд, выполнять различные действия с игрушкой, которая на небольшой тесемке надевается на шею ребенка, это для того, чтобы руки ребенка были свободны и в тоже время он имел возможность наблюдать игрушку. При таком подходе ребенку легче изобразить: как медведь спешит домой, ворона улетела от мальчика с рогаткой, зайка нес огромное бревно или петух гордо шагал по дороге. Данное упражнение позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, связанное с сидением, активизировать творческие проявления малыша.

3. Сразу после показа сказки, задаю вопросы, помогающие формированию лексико-грамматических представлений ребенка, а также побуждающие его анализировать, рассуждать, делать выводы.Например: «От кого лиса пряталась? За кем наблюдала? К кому она направилась? Почему звери перестали играть с бычком? Кто же оказался самым храбрым? Почему? Что надо сделать барашку, чтобы найти друзей?» Благодаря подобным упражнениям можно совершенствовать словесно-логическое мышление ребенка, грамматическую правильность его фразовых высказываний и словарный запас, а также автоматизировать вызванные звуки в самостоятельной речи.

4. Проигрывание ребенком знакомой сказки: в случае нерешительности, можно предложить ребенку сыграть маленький фрагмент сказки. Затем следует переход к воспроизведению сказки целиком. Если ребенок привык к педагогу, хорошо контактирует с ним, то психологически легче разыгрывать без присутствия других детей. Только после успешного опыта показа сказки одному взрослому, стоит переходить к показу детям. Данное упражнение стимулирует речевую активность ребенка, помогает совершенствованию его фразовой и связной речи.

5.Проигрывание знакомой сказки с участием нескольких детей: в данном случае, я перед началом проигрывания сказки, распределяю роли, раздавая маленьким актерам соответствующие игрушки. По усмотрению своему, характеры персонажей и детей могут либо совпадать «робкая девочка – зайка, упрямый мальчик - бычок», либо наоборот «нерешительному ребенку – тигра, негативному – лошадь послушную». Давая детям относительную самостоятельность при проигрывании сказки, продолжаю руководить развитием ее сюжета через реплики сказочника или одного из персонажей.Например: чувствуя, что действие сказки принимает конфликтный характер, можно объявить о ее окончании следующими словами «Тут прилетел добрый волшебник и всех помирил». Благодаря подобным упражнениям дети учатся участвовать в беседе, формировать свои высказывания по законам диалогического общения.

6. Проигрывание ребенком сказке - по мотивам увиденного,с изменением времени или результата: в начале обучения следует предлагать для проигрывания самостоятельно сказку, в которой имеются минимальные изменения по отношению к хорошо знакомому сюжету.Например: «упрямого бычка можно заменить осликом или драчливого козлика – волком. Добавление нового персонажа в сказку заставляет ребенка мыслить и фантазировать еще интенсивнее. Более сложным вариантом будет изменение в сказке времени ее действия.К примеру: «пес у которого хвост замерз в проруби зимой. Несомненно, что подобные изменения в сказке, вызовут необходимость в подробном анализе поступков героев. Однако, в таком случае малыш будет с гораздо большим рвением и интересом разбираться в цепочке причинно-следственных зависимостей, чем при решении традиционных логических задач.

7. Проигрывание и моделирование ребенком сказки по набору игрушек,составленному взрослым: в данном случае ребенку придется самостоятельно не только демонстрировать сказку, но и придумывать ее сюжет. Вначале, в случае затруднений, можно напомнить ребенку сюжет, по аналогии с которым он может создать свой. В дальнейшем следует предоставить ребенку большую самостоятельность, поощряя его за малейшие успехи. Подобные упражнения помогают развитию самых сложных форм высказывания – составлению творческих рассказов.

Проигрывание и моделирование ребенкомсказки по выбранному им набору игрушек: этот вид занятий отличается от предыдущего тем, что ребенку предоставлена еще большая самостоятельность в творчестве. Я только слегка направляю действия ребенка, если они выходят за рамки.Например: ограничить время показа сказки или количество действующих лиц. Причем, и то и другое, несомненно, следует делать мягко, с максимальным тактом и выдержкой. Отмечу, что виды работ (6.7.8) проводила на более поздних этапах обучения, по достижению ими соответствующего уровня раз

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Найди отличия
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игра как средство познания и развития речевой активности ребенка»
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 12:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Фотоотчёт о ООД «Дела давно минувших дней…» в подготовительной группе
Фотоотчёт о ООД «Дела давно минувших дней… » в подготовительной группе В рамках проходящих в нашем детском саду «Золотая рыбка» Городских Рождественских...
Конструирование из бумаги «Дети катаются на лыжах» к Всемирному Дню снега
Нет, наверное, занятий увлекательней и веселей, чем зимние забавы. Зима прекрасное и любимое, детьми и взрослыми. Зима – идеальное время для того, чтобы...
Консультация для родителей «Нужны ли гаджеты в период дошкольного детства?»
В век технологического прогресса кажется, что самый простой способ не отстать от времени — дать ребенку гаджет с развивающими приложениями. Основы...