Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Использование макетов природных зон в работе ДОУ»

Татьяна Зайцева
Консультация для воспитателей «Использование макетов природных зон в работе ДОУ»

Консультация для педагогов ДОУ

на тему

«Использование макетов природных зон

в работе дошкольного учреждения

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование макетов природных зон в работе ДОУ“» размещена в разделах

Познавательное развитие в дошкольном возрасте носит преимущественно эмоционально - образный характер и основывается на любознательности ребёнка. Образы природы не всегда возможно рассмотреть с детьми в реальном формате, поэтому педагоги прибегают к рассмотрению иллюстраций, презентаций, видеофильмов, роликов. Альтернативой «3-д модели» природы, является и макетирование. Наше дошкольное учреждение вплотную подошло к этому виду деятельности в ходе работы инновационной площадки по теме «Создание эффективной системы раннего включения детей дошкольного возраста в научную деятельность по биологии». Продолжение этой работы оказалось полезным и в дальнейшем.

Макетирование мы рассматриваем, как вид деятельности, ориентированный на расширение и уточнение естественно научных знаний детей дошкольного возраста по ботанике/биологии, экологии и географии. Работа с макетами способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. В своей работе, мы используем макеты для «погружения» детей в удивительное царство природы. Применение макетов природных зон помогает :

- знакомить детей с разнообразием и природных форм;

- поддерживать и развивать положительную мотивацию деятельности в природе;

- формировать и удовлетворять познавательный интерес;

- активизировать речь детей;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание оберегать и сохранять неповторимую красоту природы;

- поощрять стремление быть в гармонии с природой, которая его окружает.

Цель нашей работы в этом направлении - формирование познавательного интереса детей раннего и дошкольного возраста к объектам и явлениям окружающего мира с помощью использования в работе макетов природных зон.

• В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов и родителей, формируют первоначальные представления о природных объектах. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании макетов, использовании их на занятиях как объёмной наглядности, манипулировании с предметами их наполняющим, проведении бесед о природе и её объектах, особенности которых наглядно изображает макет.

• В жизни старших дошкольников большое место занимает образовательная деятельность, где макеты выступают объектом рассмотрения, изучения, проведения бесед, создания проблемных ситуаций, составления рассказов. Помимо НОД интересной становится режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные, эколого-направленные отношения в игровой форме.

Исходя из интересов детей, наиболее близким к возрасту воспитанников, воспитатели распределили тематику и создали по макету :

- «Деревенька» - группа раннего возраста;

- «Лес» - 1-я младшая группа;

- «Луг» - 2-я младшая группа;

- «Жаркие страны» - средняя группа;

- «Крайний Север» - старшая группа;

- «Природа Дальнего Востока» и «Подводный мир моря» - подготовительные группы.

Для изготовления макетов нами использовались большие ящики из мебельных щитов, с прозрачной крышкой из оргстекла. Они были выполнены на заказ в мебельной мастерской.

Большую выдумку, фантазию и усердие проявили педагоги. Стены макетов украшены иллюстрациями. При создании композиций использовались различные подручные материалы: природные, бросовые. Иногда применяли ткани, готовые коврики. Фигурки животных выбирали из наборов соответствующей тематики. Старались сделать так, чтобы композиции смотрелись эстетично с любой позиции, а фигурки и некоторые декорации можно было перемещать.

Для изготовления макетов привлекались дети старшего дошкольного возраста. Это были посильные для их выполнения задания: приклеить мох, насыпать песок, скрутить «бревнышки», «насыпать снег» из пенопласта. Но причастность к созданию общей работы вдохновляла ребят и делала работу значимой как для педагогов, так и для воспитанников.

Каждый из этих макетов находится в общем пользовании. Для их использования есть цель и задачи, которые могут варьироваться в зависимости от возраста воспитанников, тематики и вида занятия.

Макет «Деревенька».

Цель - расширение знаний о деревне и домашних животных.

Задачи:

- побуждать отмечать характерные признаки жизни в деревне

- знакомить с домашними животными и их детенышами, строением, особенностями питания и образа жизни;

-развивать умение сравнивать, находить сходства и различия домашних животных;

- дать понятие о том, какую пользу приносят домашние животные человеку;

- развивать у детей интерес к живой природе;

- развивать внимание, логическое мышление, речь;

-знакомить детей с профессией животновода, птичница.

-воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.

Макет «Лес»

Цель - развитие познавательного интереса к природной зоне «Лес».

Задачи:

- обогащать представления у детей о природе леса;

- расширять и укреплять знания детей о растениях леса;

- расширять и уточнять знания детей о животных леса, их детенышах, строении, особенностях питания и образе жизни;

- развивать внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь;

- формировать навыки правильного поведения в природе;

-воспитывать познавательный интерес к живой природе, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и любознательность.

Макет «Луг»

Цель – расширение и уточнение знаний дошкольников о многообразии насекомых и растений луга.

Задачи:

- обогащать представления у детей о природном сообществе «луг»

- знакомить с многообразием растительного мира лугов;

- знакомить с миром животных и насекомых лугов, их строением и особенностями жизни;

- развивать внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь;

- формировать навыки правильного поведения в природе;

- воспитывать познавательный интерес к живой природе, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и любознательность.

Макет «Жаркие страны»

Цель – расширение и уточнение знаний дошкольников о многообразии и условиях развития растений и животных жарких стран.

Задачи:

-обогащать представления у детей о природной зоне «Жаркие страны»;

- расширять знания детей о видах природного климата, более теплого в отличие от того, в котором они проживают;

- знакомить с многообразием растительного мира жарких стран;

- знакомить с миром животных, проживающих в жарком климате, их строением и особенностями жизни;

- развивать внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь;

- формировать навыки правильного поведения в природе;

-воспитывать познавательный интерес к живой природе, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и любознательность.

Макет «Крайний Север»

Цель – знакомство с природой жарких стран.

Задачи:

-обогащать представления у детей о природной зоне «Север»;

- расширять знания детей о видах природного климата, более холодного в отличие от того, в котором они проживают;

- знакомить с многообразием растительного мира Крайнего севера;

- знакомить с миром животных Крайнего Севера, их строением и особенностями жизни;

-развивать внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь;

- развивать умение сравнивать условия климата и его влияние на жизнь и строение растений и животных;

-формировать навыки правильного поведения в природе;

-воспитывать познавательный интерес к живой природе, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и любознательность.

Макет «Природа Дальнего Востока»

Цель – расширение и уточнение о природе родного края, Дальнего Востока.

Задачи:

-обогащать представления у детей о природе Дальнего Востока;

- расширять знания детей о природных богатствах родного края;

- продолжать знакомить с многообразием дальневосточной флоры;

- уточнять знания детей о представителях фауны Дальнего Востока, их строением, условиями и особенностями жизни;

- поощрять желание сравнивать представителей Флоры и Фауны различных природных зон;

-развивать внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь;

-формировать навыки правильного поведения в природе;

-воспитывать познавательный интерес к живой природе, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и любознательность.

Макет «Подводный мир моря»

Цель – расширение и уточнение об особенностях подводного мира моря.

Задачи:

-обогащать представления у детей о подводном мире морей;

- расширять знания детей о морских природных богатствах;

- продолжать знакомить с многообразием растительного мира;

- уточнять знания детей о животном мире, их строением, условиями и особенностями жизни;

- поощрять желание сравнивать представителей флоры и фауны различных природных зон;

-развивать внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь;

-формировать навыки правильного поведения в природе;

-воспитывать познавательный интерес к живой природе, доброжелательность, эмоциональную отзывчивость и любознательность.

Когда работа была выполнена в ходе Методического объединения педагогов, каждый макет был презентован воспитателями, к ним представлен подготовленный методический материал: загадки, рассказы, иллюстрации, игры.

Для того чтобы показать возможные приемы работы с макетами, в ходе Дней профессионального мастерства воспитатели показали занятия с их использованием. Конечно, педагогам было интересно попробовать в деле возможность подвижных природных композиций. Результат нас порадовал.

Яркие уголки природы привлекли внимание детей, им было интересно работать с ними. Они наглядно увидели предлагаемую природную зону, соотносили масштабы фигур животных, растений и построек, расселяли обитателей, отгадывали загадки, составляли рассказы, придумывали ситуации.

Одним из примеров макетирования является создание флорариумов. Это мини эко-системы в стеклянных сосудах. Наверное, это тот вид деятельности, который особенно привлекателен своим процессом создания, результатом и тем, что за ним можно ухаживать и наглядно увидеть, как он живет и развивается, как растут растения, могут перемещаться животные, как направление лучей солнца влияет на формирование зелени. Эти композиции можно дополнять и совершенствовать. Особенно яркой становится эмоциональная составляющая этого творчества, которая заражает и взрослых и детей.

Возможности макетов природных зон, их видовое разнообразие не имеет границ, как не имеет границ фантазия педагогов. Их можно создать из разных материалов, они могут быть разного размера, главное, чтобы их было удобно использовать в работе с детьми, они были эстетически привлекательны и, конечно, несли познавательную направленность.

Посмотрите на некоторые предлагаемые идеи. Их можно применять в разных педагогических ситуациях, на занятиях в беседах, играх, экспериментировании. Старших дошкольников необходимо привлекать к созданию композиций, изготовлению некоторых атрибутов. Тогда сам макет будет наиболее ценным и привлекательным, т. к. это продукт совместного творчества.

В процессе решения задач естественнонаучного образования, детям можно предложить различную тематику, которая поможет отправиться в путешествие по свету и посетить разные миры:

- «Жизнь зверей в разное время года»;

- «Удивительный муравейник»;

- «Времена года»;

- «Жители пустыни»;

- «Космос»;

- «Солнечная система»;

- «Я и Вселенная».

Таким образом, использование макетов в образовательном процессе с дошкольниками – это вид деятельности, ориентированный на естественно научное познание мира. Оно формирует целостное представление детей о разнообразии природы в разных уголках нашей страны и мира, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе, и с природой, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

Публикации по теме:

Использование тематических макетов-ширм в работе с дошкольникамиИспользование тематических макетов-ширм в работе с дошкольниками "Использование тематических макетов-ширм в работе с дошкольниками". Зима - волшебное время года. Для привлечения познавательного интереса.

Фотоотчет о конкурсе макетов природных зон «Земля — наш общий дом»Фотоотчет о конкурсе макетов природных зон «Земля — наш общий дом» 4 декабря 2017 года в нашем детском саду прошел конкурс макетов, посвященный Году экологии «Земля - наш общий дом». Данный конкурс проводился.

Использование макетов и мини-музеев в детском садуИспользование макетов и мини-музеев в детском саду Использование макетов и мини-музеев в детском саду. Подготовила воспитатель: Черепанова Ирина Владимировна ГБДОУ д/с №20 2017г. На каждом.

Консультация для воспитателей и родителей «Использование старинных жеребьёвок в детских играх»Консультация для воспитателей и родителей «Использование старинных жеребьёвок в детских играх» Материал будет интересен воспитателям и родителям детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста для проведения игровой деятельности.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду»Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду» Уважаемые коллеги! Сегодня никого из нас не удивишь разнообразными пластическими массами для лепки. Одним из самых популярных пластилинов.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование макетов природных зон в работе ДОУ»
Опубликовано: 20 августа 2021 в 15:08
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД