МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Использование малых жанров народного фольклора в развитии детей раннего возраста»

глактионова марина
Консультация для воспитателей «Использование малых жанров народного фольклора в развитии детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Использование малых жанров народного

фольклора в развитии детей раннего возраста»

Выполнила воспитатель

Глактионова Марина

Детский сад №10 г. Кострома

Народная педагогика выработала и оставила нам свои фольклорные жанры не только для взрослых, но и для самых маленьких детей. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование малых жанров народного фольклора в развитии детей раннего возраста“» размещена в разделах

эстетические и дидактические достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего.

Пестушки, потешки, прибаутки, небылицы и присказки- составляют основу материнской педагогики, испытанной веками. Можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви. Отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, они привносятся в жизнь ребёнка по-разному, в зависимости от возраста детей.

Пестушки включают в себя игровое взаимодействие с ребёнком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя руками и ножками малыша. «Пестовать» в старину означало нянчить маленького ребёнка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле – заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

«Потягушечки!

Потянушечки!

Поперёк толстушечки,

Руки – хватушечки,

Ноги – бегушечки.»

«Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки,

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая

Ни конца ни края.»

Постепенно пестушки сменяются потешками – так называются песенки- приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. Потешать раньше означало порадовать, утешить.

Утешаться – это успокоиться на чём-то весёлом, жизнерадостном, перестать горевать, успокоиться. Потешки рассчитаны на активность самого ребёнка, который самостоятельно выполняет игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики», похлопывание руками («ладушки», прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т. п.

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы ребёнок понимал, что речь идёт о нём. Ему будет очень интересно, если воспитатель разыграет эту потешку перед ним с куклой:

«Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись:

Наша куколка пойдёт,

Через киску упадёт!»

Для малышей 2-го года жизни подбираются потешки, которые не только понятны ребёнку по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра. Потешкой можно «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Например, умывая ребё нка можно сказать:

«Водичка – водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок».

Одевая ребёнка на прогулку, воспитатель может развлечь его следующими строчками:

«Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая».

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребёнка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком:

«Пришёл кисель,

На лавочке присел,

На лавочке присел,

Поесть Оленьке велел».

Следует принять во внимание, что для маленького ребёнка значимыми бывают не только разговоры, рассказы о чём-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе:

«В светлом теремочке

Выросла Лизуша

Люди её любят

Все её голубят».

Вариант для мальчика:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший

Коленька пригожий».

При этом можно держать детей за руки и водить хоровод.

В пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность, наставительность. Ещё больше этих особенностей видится в прибаутках.

Прибаутки не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для детей 2-го – 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определённые представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики, например:

«Собака на кухне

Пироги печёт

Кот в углу

Сухари толчёт.

Кошка в окошке

Платье шьёт.

Курочка в сапожках

Избушку метёт».

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне.

Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр даёт прекрасный материал и для ознакомления с окружающим миром, и для социального развития маленького ребёнка, и для быстрого и лёгкого развития речи малыша, причём получает он это в иносказательной, игровой, занимательной для него форме:

«Сидит белка на тележке

Продаё т она орешки:

Лисичке-сестричке

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку».

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребёнку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях. Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят её.

Особый вид прибауток – песенки небылицы, которые помогают понять малышу реальное и фантастическое, укрепляют ребёнка в правильном восприятии и ощущении мира.

«Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках».

Дети раннего возраста воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное! Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора.

Из песенок и сказок, таких как «Пошёл котик по дорожке», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» и других произведений, маленький ребёнок узнаёт об окружающем мире, о явлениях природы, о животных и о том, что считать хорошим и что плохим. В детское сознание незаметно входит понимание того, как важна помощь даже самого маленького в общем деле, и как зазорно остаться в стороне – «Репка», «Сорока-ворона», как необходима забота друг о друге и своевременная помощь в беде – «Как коза избушку построила», «Тили-бом», «Кисонька-Мурысенька», как весело жить и работать сообща – «Теремок».

Фольклор для маленьких – это народная дидактическая кладовая, приобщающая детей к поэтическому слову, быстрому и лёгкому развитию речи малыша, обогащающая его духовно и развивающая физически.

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалкиИспользование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки»Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование малых жанров народного фольклора в развитии детей раннего возраста»
Опубликовано: 22 мая 2020 в 18:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование малых жанров народного фольклора в развитии детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем глактионова марина (УИ 2327494) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД