Получи документы

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в образовательном процессе ДОУ» (1 фото)

Анна Александровна Калёнова
Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в образовательном процессе ДОУ»

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольника, а также средство для его развития познавательной активности.

В Китае говорят: "Кто имеет увлечение, проживает две жизни".

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в детском саду, предполагают, что воспитатель должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Технология происходит от греческих слов "мастерство, искусство" и "закон, наука" - это наука о мастерстве.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование современных технологий в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г. К. Селевко).

Технологию исследовательской деятельность нужно рассматривать как важный вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Великолептным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста является коллекционирование.

Технология "Коллекционирование".

Реформирование дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить ответственности и самостоятельности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. В любом возрасте дети очень любознательны, задают взрослым множество вопросов: почему? зачем? как? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребёнка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребёнка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Воспитателю необходимо создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает активность и любопытство, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребёнком. Такая технология, как коллекционирование представляет интерес для формирования познавательной активности дошкольников. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес». Коллекционирование - одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал перья, волчьи или медвежьи клыки, позже люди стали собирать живопись, монеты, марки, книги, открытки. Если вспомнить своё детство, то мы собирали значки, марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет и т. д. Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в "закромах". Они собирают то вкладыши от жевательных резинок, то фигурки из киндер-сюрпризов, фантики, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, безусловно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется коробочка или сумочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: фантиками, листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребёнка - это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока ещё сам не может собирать что-то систематически и серьёзно, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребёнка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности - наблюдательность, любознательность, пытливость. Если папа, мама и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в полезное и увлекательное увлечение - коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребёнка к миру маленьких тайн, их открытий.

Особенность коллекционирования заключается:

- В соответствии основным требованиям ФГОС;

- В возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;

- В направленности на новые образовательные результаты: любознательность, инициативность и самостоятельность детей;

- Способность к принятию и реализации собственных решений;

Цель данной технологии - развитие познавательной активности (деятельность и интерес) детей дошкольного возраста посредством создания коллекций.

Задачи:

- Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

- Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

- Формировать бережное отношение к хранению коллекций;

- Способствовать проявлению избирательных интересов;

- Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

- Расширять кругозор воспитанников;

- Прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;

- Обогащать и активизировать словарь детей, а также активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Доступные коллекции для дошкольников могут быть самыми разнообразны. Выделяют следующие группы коллекций:

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Воспитатели, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребёнка).

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью педагогов, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает воспитатель. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся сортировке и группировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть как образный материал (множество иллюстративных карточек-вырезок, например, видов транспорта, животных и пр., так и реальный (например, образцы минералов (камешков, открыток, значков, и т. д.). Педагог с детьми обсуждают материал, ищут черты различия и сходства между объектами, находят в результате рассуждения/обсуждения возможные основания для группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху родовым именем сравниваемых объектов и пустыми графами. В работе обязательно принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.

Если исследуются реальные объекты, они размещаются в подходящие ёмкости.

На классификационную таблицу прикрепляются замещающие картинки. Классификационная таблица должна быть большой по размеру и открыта для дополнения, чтобы ребята могли в будущем заполнить пустоты, принеся подходящие картинки из дома, что поддерживает интерес дошольников к теме. От правильного выбора иллюстративного материала зависит успешность занятия.

К работе с коллекциями существуют требования:

- Собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов;

- Образцы коллекции при необходимости перебрать, помыть, почистить;

- Разместить образцы желательно в одинаковых стаканчиках, коробочках, ящичках, и т. д.

Выбирать тему коллекции лучше опираясь на интересы ребёнка. Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступными для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо также учитывать:

- Гендерные особенностей детей (коллекции для мальчиков и коллекции для девочек);

- Возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - открытки, значки, фигурки динозавров, модели автомобилей, и т. д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними.

- Природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (вырывание растений с корнями, ломание веток деревьев, и т. д.).

В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по форме, цвету, размеру, сравнивать, конструировать, экспериментировать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь привлекательный и эстетичный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям.

Коллекция в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

- В изобразительной деятельности: изготовление различных продуктов детского творчества - в конструировании, рисунки, аппликации, макеты;

- В познавательно-исследовательской деятельности: развитие познавательных процессов, математических представлений, ознакомление с объектами окружающего мира);

- В игровой деятельности: игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;

- В трудовой деятельности: оформление и размещение объектов, ручной труд;

- В восприятии художественной литературы: чтение художественных произведений по теме коллекции, чтение энциклопедий;

- В коммуникативной деятельности: тематические беседы, загадки, составление рассказов, сказок, активизация словаря.

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:

- В режимных моментах (утренние часы приёма, во время минут ожидания, в вечернее время);

- В ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты);

- В ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Заключение. Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребёнка. И главное в коллекционировании - расширение и систематизация представлений о коллекционируемых предметах, их назначении и авторах, способах создания, истории "жизни" экспонатов коллекции. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. И задача взрослого - помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту, будь то улетающий осенний листок или птичье перышко.

Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Публикации по теме:

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Консультация для педагогов «Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образования» Современная наука не стоит на месте, и дошкольная педагогика в этом плане не является исключением. Зачастую новые знания, а тем более и.

Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду»Консультация для воспитателей «Использование современных пластических масс для лепки в детском саду» Уважаемые коллеги! Сегодня никого из нас не удивишь разнообразными пластическими массами для лепки. Одним из самых популярных пластилинов.

Консультация для воспитателей «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе посредством игровых технологий» Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал. Современный детский.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Опубликовано: 31 июля 2022 в 14:09
+84Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД