Тамара Аксакова
Консультация для воспитателей «Как произвести хорошее впечатление на родителей?»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители, чьи дети только начинают ходить в детский сад, в первое время часто демонстрируют скептицизм. Их можно понять, потому что они многого не знают, сомневаются и не доверяют воспитателю, которого впервые видят. При этом уже на первом родительском собрании педагоги могут повлиять на будущее сотрудничество с семьями. Как всегда при новом знакомстве, у педагога есть только один шанс произвести хорошее первое впечатление. Для этого нужно показать свой профессионализм и правильно подавать информацию, а также учитывать ожидания и настрой родителей. Учитывайте ожидания и настрой родителей. Ожидания родителей к работникам детского сада противоречивы. С одной стороны, это заведомо критический настрой и тревога. С другой – надежда, что именно воспитатели смогут понять, исправить, урегулировать проблемы ребенка. Из разных ожиданий рождаются настрой на конфликт или на сотрудничество.
Публикация «Консультация для воспитателей „Как произвести хорошее впечатление на родителей?“» размещена в разделах
На первом собрании воспитателю необходимо держать на контроле родителей, которые демонстрируют конфронтацию. Они часто выражают негативные эмоции, например: гнев, тревогу, раздражение, обиду, возмущение. Также они могут не соглашаться в главном и по мелочам, критиковать, придираться к словам, возражать, активно высказывать контраргументы к вашим аргументам в ходе собрания. Обязательно обратить внимание на родителей, которые демонстрируют конфронтацию. Важно не упускать из виду мимические, пантомимические, паравербальные негативные послания от родителей. Среди них: пристальный взгляд в глаза, скрещенные руки, насмешливое выражение лица, критическое сопение, цыканье языком, долгие вздохи, нахмуренные брови и т. п. Некоторые могут переходить границы и нарушать нормы вежливости: перебивать, грубить, обвинять в том, что еще не произошло. Воспитателю необходимо увидеть среди родителей и тех, кто настроен на сотрудничество. В какой-то момент на собрании они могут стать для него точкой опоры и помогут удержать эмоциональный баланс, не поддаться негативным эмоциям. Родители, которые изначально хотят сотрудничать с педагогами, проявляют внимание: слушают, записывают, уточняют. Если они сомневаются в чем-то, то озвучивают сомнения или тревогу и спрашивают, как справиться с предполагаемой проблемой. Такие родители не оценивают действия воспитателей, а ищут точки соприкосновения, соблюдают этикетные требования. Например, предлагают варианты, помощь, спрашивают, советуются. К невербальным признакам родителей, которые демонстрируют понимание и интерес к педагогу и самой встрече, можно отнести улыбки, кивание головой, внимание к говорящему.
Необходимо распределить информацию по блокам. Воспитатель должен осознавать, что родители его не знают ни как личность, ни как профессионала. Сформировать благоприятное впечатление у них педагог сможет, если с каждой новой фразой будет все больше знакомить их с собой и своей профессиональной позицией. Это позволит снизить намерения родителей к конфронтации и сформировать у них стремление к сотрудничеству. Поэтому информацию, которую педагог озвучит на собрании, следует распределить по блокам: о себе, регламенте собрания, работе с детьми, ответы на вопросы.
Рассказ о себе. В начале собрания педагогу нужно представиться, даже если со многими родителями он успел познакомиться и пообщаться до этого. Важно четко произнести свои имя, отчество, фамилию, должность – именно в таком порядке. Затем нужно коротко рассказать о своем образовании, стаже и дать контакт для связи. Домашний телефон лучше не давать, мессенджер попросить использовать один и в определенное время. Знакомство с регламентом собрания. После презентации своей визитки, педагог должен озвучить регламент собрания. Коротко рассказать, каких тем коснется, сколько времени займет его выступление, когда он ответит на вопросы родителей : во время выступления или после него.
На слайде презентации также следует указать список основных тем для обсуждения. Например: режим группы, необходимые принадлежности для ребенка, адаптация, специалисты детского сада.
Информация о работе с детьми. В содержательной части собрания не нужно стремиться рассказать сразу обо всем. Ответить на все вопросы родителей на первом собрании воспитатель не сможет – они все равно потом будут. Задача воспитателя осветить самые главные вопросы, чтобы развеять сомнения родителей, успокоить их и настроить на сотрудничество. Информацию по каждому вопросу нужно также кратко отразить на слайдах.
На собрании будьте в диалоге с родителями и при этом удерживайте границы. При разговоре с родителями : смотрите на них, давайте время задать вопросы, ответить на них, содержательно реагируйте на комментарии
На собрании в сентябре педагог должен рассказать, по какой программе будет работать с детьми, познакомить родителей с режимом работы детского сада, группы, дополнительных занятий, озвучить требования к внешнему облику детей. Отдельно следует остановиться на вопросе адаптации детей к детскому саду. Важно донести до родителей, что адаптационный период неизбежен, и они должны знать о типичных трудностях детей. Эта информация в дальнейшем поможет избежать воспитателю необоснованных претензий со стороны родителей.
Важно рассказать родителям, есть ли медпункт в детском саду, какую первую помощь имеют право оказать сотрудники, а в каких случаях потребуется только медицинская помощь. Если у ребенка есть индивидуальные особенности, родители должны знать о специальных условиях для воспитанников с ОВЗ.
Чтобы родители могли уточнять вопросы, которые у них будут возникать уже после собрания, воспитателю следует обязательно озвучить правила родительского чата : писать только по делу и желательно одним сообщением, личное только на личную страничку, никаких фото, видео, открыток, стихов, рассылок. Важно озвучить пожелания и предложения родителям : чем они могут помочь, что должны контролировать, чего избегать, что обсуждать с ребенком дома. Это поможет напомнить родителям о чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть в течение учебного года, и ответственности в этих ситуациях не только детского сада, но и семьи.
Ответы на вопросы. Воспитатель должен избегать общих слов, отвечать на собрании по делу, непротиворечиво, с необходимой степенью подробности. Если воспитатель не знает, что ответить, подскажите ему такой прием – предложить родителям вернуться к вопросу позже: «Сейчас ответить не могу, нужно время обдумать, найти информацию, продумать варианты. Позвоните мне послезавтра». Вопросы, которые относятся только к одному ребенку или его семье, воспитатели должны обсуждать только лично.