Консультация для воспитателей «Как работать с иллюстративным материалом».

Любовь Вдовиченко
Консультация для воспитателей «Как работать с иллюстративным материалом».

Работа по развитию речи детей – дошкольников предполагает и использование картин, картинок, открыток, другого иллюстративного материала.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов. В младшем возрасте осуществляется подготовительный этап, который имеет своей целью обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя.

В среднем дошкольном возрасте детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинам, сначала по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок с помощью педагога может составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Существует три основных вида работы с картинами, отличающиеся задачами и методикой:

1. Рассматривание картин.

2. Рассказывание по картине.

3. Беседа по картине.

1. Рассматривание картин используется во всех возрастных группах.

Методика рассматривания аналогична методике обследования предмета и похожа на методику наблюдения. Она включает три этапа:

1) целостное восприятие картины;

2) рассматривание отдельных предметов (строение, форма, цвет, расположение в пространстве, детали) и центральных «героев» картины;

3) возвращение к целостному восприятию картины, определение ее настроения.

Главными задачами рассматривания являются:

1. Формирование умения рассматривать и понимать содержание картины.

2. Знакомство с окружающим предметным и природным миром. Закрепление представлений об окружающем мире.

3. Воспитание правильного отношения к окружающему миру.

4. Некоторые программные возрастные задачи по звукопроизношению, формированию грамматического строя речи и связной речи.

Процесс целенаправленного рассматривания необходимо воспитывать, чтобы ребенок не «бегал» глазами по картине. И если в сензитивный период (на протяжении всего дошкольного детства) процесс рассматривания не сформирован, то ребенку будет очень трудно овладеть им в школе.

Постепенно между процессом рассматривания и процессом рассказывания происходит временное свертывание – эти процессы автоматически, незаметно для ребенка сближаются. Вот почему в школьных программах указано: «рассматривание и рассказывание по картине».

Обратите внимание: одновременное «рассматривание и рассказывание» предполагает, что процесс рассматривания уже освоен в детском саду.

2. Рассказывание, т. е. составление рассказов по картине.

Составление рассказов (или придумывание рассказов, сказок и т. д.) по картине дети осваивают постепенно. Сначала составляют рассказ по одной игрушке, затем по предметной картинке, затем по картине малого сюжета, а потом по серии картин, сюжетной или пейзажной картине.

Это может быть рассказ:

- по плану, предложенному воспитателем;

- из опыта детей;

- творческий рассказ;

- рассказ описательного характера и др.

Главные задачи рассказывания иные, а именно:

1. Развитие связной речи.

2. Активизация и обогащение словаря.

3. Введение в рассказ диалогической, прямой речи героев.

4. Освоение грамматического строя речи.

3. Беседа по картине.

В беседе можно использовать сразу несколько картин или две картины (при приеме сравнивания, но всегда картина может и должна служить фоном для разговора.

Беседу по картине можно включать как часть занятия, но лучше всего использовать ее в совместной речевой деятельности воспитателя с небольшой подгруппой детей или с одним ребенком.

Главные речевые задачи (беседы) по картине следующие:

1. Развитие коммуникативной речи ребенка: умения пользоваться устной речью; использовать элементы разговорной речи (вопросы, ответы, краткое и развернутое сообщение, суждение).

2. Развитие доказательной и объяснительной речи.

3. Развитие логического мышления.

4. Упорядочение системы знаний и представлений.

В такой беседе дети не ограничены сюжетом, как в рассказе по картине. Это свободный диалог взрослого с ребенком как с партнером.

Приемами, побуждающими детей к открытости, несомненно, будут обращения взрослого:

- О чем ты хочешь спросить?

- Как ты считаешь?

- Каково твое мнение? Мне интересно.

- А что ты об этом думаешь? И т. п.

Публикации по теме:

Как работать с развитием речи и мыслительными процессами ребенка. Часть 3 Посуда. Дети знают посуду, которой пользуются, Спросите ребенка, знакомо ли ему слово «сервиз». Подскажите, по каким признакам предмет можно.

Как работать с развитием речи и мыслительными процессами ребенка. Часть1 Например, фрукты (показываем фрукты на картинках): Назови каждый предмет. Как можно назвать одним словом все эти предметы? Почему? Где растут.

Консультация для родителей «Игры со строительным материалом в детском саду»Консультация для родителей «Игры со строительным материалом в детском саду» Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались по очень интересной теме: «Конструирование в детском саду». Многие родители смотрят сквозь.

Консультация для воспитателей «Прогулка» Консультация для воспитателей "Прогулка" Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание.

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.

Предшкольная подготовка в ДОУ. Консультация для воспитателей В нашем детском саду большое внимание уделяется предшкольной подготовке воспитанников. Для этого в МКДОУ созданы все условия: 1. Имеется.

Консультация «Содержание и методы работы с природным и бросовым материалом» Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести.

Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей Тема: "Инклюзивное образование". Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием.

Консультация для воспитателей «Мир фантазии и творчества детей в процессе работы с природным материалом» Природа очень сказочно богата своим разнообразием красок. Детям очень нравится собирать осенние листья, цветы, плоды, корни, ветки, кору.

Тренинг с родителями «Как предстоит работать и строить взаимоотношение» Здравствуйте, в работе с родителями мы используем разнообразные формы работы,предлагаю вам познакомиться с тренингом для родителей " Как.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Овощи
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Как работать с иллюстративным материалом».
Опубликовано: 13 марта 2016 в 13:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия во второй младшей группе «Птицы — наши друзья»
Цели: приклеивание готовой формы на определенной части основы листа согласно образцу; закрепление знаний о птицах. Задачи: учить детей выполнять...
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста»
Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста» Становление игры – одно из главных достижений раннего возраста. Игра – одно...
Из опыта работы: Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним...
Игры на развитие грамматических способностей ребенка
Игры на развитие грамматических способностей ребенка. Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без...
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости...
Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. ( Автор: педагог-психолог...