МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Как воспитывать толерантность в малышах» (8 фото)

Ирина Мартынова
Консультация для воспитателей «Как воспитывать толерантность в малышах»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей «Как воспитывать толерантность в малышах»

Цель

• Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.

Задачи

• Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.

• Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.

• Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.

• Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

Публикация «Консультация для воспитателей „Как воспитывать толерантность в малышах“» размещена в разделах

- Здравствуйте, уважаемые воспитатели, сегодня мы с вами будем разговаривать о воспитании толерантного поведения в детях. Но начать я хочу, с одного простого и всем известного теста. Посмотрите, что у меня в руках? (купюра, достоинством, например 1000 рублей)

- Кто хочет получить купюру?

(ответы)

- Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю.

Фото «Как воспитывать толерантность в малышах»
Консультация для воспитателей - фото

Скомкать ее и спросить, хочет ли кто- то все еще получить ее.

- Тогда, я делаю следующее:

(бросить купюру на пол, слегка повозил ее ботинком по грязному полу. Затем поднять, купюра была мятая и грязная.)

- “Ну и кому из вас она нужна в таком виде?”

Несмотря на все, что я проделала с этой купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности. Она все еще купюра достоинством в 1000 рублей. А теперь самое главное: Грязный ты или чистый, помятый или отутюженный, ты всегда будешь бесценен для тех, кто тебя любит. Наша ценность определяется не тем, что мы делаем, или с кем знакомы, а тем какие мы. И если мы чем то непохожи от других, отличаемся внешностью, языком или например, мы, люди с ограниченными возможностями, это не значит, что мы чем-то хуже других. И главный принцип толерантности, это принять человека, таким, какой он есть. Принять и понять. Это сложно, но возможно!

Основные принципы толерантности :

Фото №1 Цель Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей

Слово «толерантность» вошло в обиход россиян совсем недавно, когда 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Что же это значит? Чтобы выяснить, предлагаю совершить небольшой лингвистический экскурс:

- tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным;

- tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- толерантность (терпимость) (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться, принимать существование кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным.

От куда же произошло это слово? На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Но, вернемся к детям.

Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т. д., в основе которых лежат следующие факторы:

1. детская непосредственность;

2. ограниченный жизненный опыт;

3. детская бестактность и т. д.

Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

- Ознакомление детей с подвижными играми народов мира на физкультурных занятиях.

- На музыкальных занятиях знакомить с танцами и песнями различных народов.

- Чтения книг-сказок, так как в сказках очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь.

- Театрализованная деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

- Организация выставок по знакомству с национальными костюмами, особенностями быта и жилищами различных народов.

- Использование в работе этнокалендаря, который является ярким развивающим пособием для изучение с традициями, культурным наследием, праздниками своего народа, а также культурой, национальными традициями, праздниками народов России и мира.

- Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; (Рождество Масленица)

- Игротерапия– занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

1. –игра на гармонизацию осознания своего имени, фамилии: игра «Как звали, зовут, будут звать…»

«Когда я была маленькой, меня звали…

В школе меня звали ….

Я выросла, и меня зовут …

Фото №2 Задачи Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью

2.

2. Упражнение “Это здорово!”

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

Фото №3 Способствовать развитию социальной восприимчивости доверия умения выслушивать друг друга Фото №4 Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей

В круг участники выходят по очереди.

3. Игра развитие чувства близости с другими детьми: игра «мы похожи»

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в коллективе.

Время на проведение: 3-5 минут.

Приглашаю в круг (члены группы стоят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Лариса, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с Вами кофточки одного и того же цвета (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста, или одинаковый цвет волос и т. д.)». Лариса выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

4. Игра «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива.

Время на проведение: 3-5 минут.

Материалы: мяч.

Предлагаю участникам придумать комплименты друг для друга. Бросаю мяч одному из участников и говорю ему комплимент. Например: «Татьяна, Вы очень справедливый человек» или «Наталья, у Вас замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Фото №5 Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы

Огромная роль детской художественной литературы в познании ребенком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, формировании начатков мировоззрения и первоначальных основ социальной активности. произведения поэтов и писателей разных народов, несомненно, оказали положительное влияние на формирование личности ребенка. Благодаря им дети приобщаются к многонациональной литературе.

1. - В какой сказке А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти.? (Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха, получая все больше и больше, стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Приобретая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Мы убедились, что стремление к власти может погубить человека.) …»Сказка о рыбаке и рыбке»

2. - В какой сказке хрупкая девочка ради любви к ближнему, готова принести себя в жертву?. Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих ценностей нам так не хватает в жизни. (Г. Х. Андерсен «Снежная королева»_

3. - В какой сказке главный герой был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой.? (Ему пришлось пройти много испытаний и лишений. Но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми кто имеет странную внешность – они тоже люди и имеют право на жизнь.) … И. Гауф «Карлик Нос»

4. - Сказка про дружную совместную работу. …. «Репка»

5. - Какая сказка учит быть добрым в любой ситуации?. ( Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым. И ведь он был награжден – вырос в прекрасного лебедя. Чем не награда) … Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов.

Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих».

1. Одна минута терпения может означать десять лет мира. Автор Греческое изречение

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Друг познается в беде.

4. Сам себя губит, кто других не любит.

5. Всякий человек в деле познается.

6. Где хотенье, там уменье.

7. Артель дружбою крепка.

8. Одна пчела меду не натаскает.

9. Один в поле не воин.

10. Один за всех и все за одного.

11. Где лад, там и клад.

Арт-терапия– это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

6. «Автопортрет»

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого можно использовать разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении мастер-класса с воспитателями «Декорирование пасхальных яиц»Фотоотчет о проведении мастер-класса с воспитателями «Декорирование пасхальных яиц» Пасха — самый главный православный праздник. В переводе с греческого языка слово «пасха» означает «избавление». В этот праздник все православные.

Художественно-изобразительная деятельность в детском саду. Кружок «Маленькие кудесники»Художественно-изобразительная деятельность в детском саду. Кружок «Маленькие кудесники» «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.»Конфуций В XXI художественный дизайн является эстетическим и функциональным,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Как воспитывать толерантность в малышах»
Опубликовано: 13 ноября 2014 в 19:32
+34Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Как воспитывать толерантность в малышах»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мартынова (УИ 53910) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД