Барабанщикова Татьяна
Консультация для воспитателей «Классификация подвижных игр для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети много времени проводят за развивающими компьютерными играми. Конечно, эти игры стимулируют развитие умственных и творческих способностей детей, но чрезмерное увлечение ими оказывает негативное действие на здоровье дошкольников. Ведь главная биологическая потребность ребёнка дошкольного возраста – это потребность в движении. Реализовать эту потребность ребёнка и в то же время стимулировать развитие его интеллекта помогают подвижные игры.
Публикация «Консультация для воспитателей „Классификация подвижных игр для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.
Достаточное насыщение свободного времени детей подвижными играми содействует повышению двигательной активности детей.
Подвижные игры классифицируются:
- по возрасту,
- по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью) :
Игры большой подвижности — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки»)
Игры средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов)
Игры малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»).
- по видам движений (игры с мячом, с бегом, метание и т. д.,
- по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
К подвижным играм с правилами относятся:
- сюжетные игры:
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п., средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.
- бессюжетные игры:
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Бессюжетные игры с использованием определенных предметов
«Кегли», «Серсо», «Кольцеброс», «Бабки» и т. п. Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.
- Игры-забавы
В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках.
- Игры с элементами соревнования
(«Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям более старшего возраста (5–6 лет, в младших группах их не проводят.
- К спортивным играм:
- баскетбол,
- городки,
-настольный теннис,
- хоккей,
- футбол и др.
Игры с элементами спортивных игр — проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам.
Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы:
- общего уровня физического, умственного развития детей,
- их двигательных умений;
- состояния здоровья каждого ребенка,
- его индивидуальных типологических особенностей,
- времени года,
- режима дня,
- места проведения игр,
- интересов детей.
При проведении подвижных игр, очень важна роль воспитателя. Ему необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить её процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре.
Младшая группа
- Создавать условия для развития активности и творчества детей в процессе двигательной деятельности.
- Способствовать поощрению самостоятельных игр с автомобилями, мячами, шарами.
- Способствовать развитию навыков лазания, ползания. Вводить различные игры со сменой видов движений.
- Создавать условия для воспитания у детей умения соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
С бегом «Мыши и кот»
С прыжками «Воробышки и кот», «Кролики»
С лазанием «Наседка и цыплята»
С бросанием и ловлей «Кто бросит дальше»
На ориентировку в пространстве «Найди свой домик»
Средняя группа
- Создавать условия для продолжения развития двигательной активности детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д.
- Способствовать развитию психофизических качеств, пространственной ориентировки, воспитанию самостоятельности и инициативности в организации знакомых игр.
- Способствовать выполнению правил без напоминания воспитателя.
С бегом «Самолёты в ангар»
С прыжками «Прыгай выше»
С ползанием «Пролезай и убегай»
С мячом «Мяч через сетку», «Подбрось – найди»
На ориентировку в пространстве «Найди где спрятано»
Народные игры «У медведя во бору»
Старшая группа
- Создавать условия для самостоятельной организации знакомых подвижных игр.
- Способствовать формированию умения доводить игру до конца, проявляя инициативу и творчество.
- способствовать воспитанию у детей стремления участвовать в играх с элементами соревнования, в играх эстафетах.
С бегом «Ловишки», «Мышеловка»
С прыжками «Классы»
С лазанием «Пчёлы и медведь»
С метанием «Охотники и зайцы»
С элементами соревнования «Кто быстрее», «Кто выше»
Народные «Горелки»
Подготовительная группа
- Создавать условия для формирования у детей умения использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость, координации движений, умение ориентироваться в пространстве.
- Создавать условия для развития умения самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками.
- Способствовать формированию умения с праведливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
С бегом «Горелки», «Жмурки»
С прыжками «Лягушки и цапля»
С метанием и ловлей «Кого назвали, тот ловит мяч»
С ползанием и лазанием «Перелёт птиц», «Обезьянки»
Эстафеты «С обручами»
Народные «Горелки», «Ручеёк», «Калачи»
Таким образом, грамотно спланированная и организованная подвижная игра будет способствовать повышению двигательной активности детей во время пребывания их в детском саду, а, следовательно, укреплению здоровья дошкольников.
Литература:
- В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Подвижные игры для детей дошкольного возраста»
- Л. Д. Морозова «Подвижные игры в детском саду»
- Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова «Как играть с ребенком»
- А. С. Галанов «Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста»
- М. М. Конторович, Л. И. Михайлова «Подвижные игры в детском саду»