Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Конфликтные ситуации»

Зурьят Аджиева
Консультация для воспитателей «Конфликтные ситуации»
▼ Скачать + Заказать документы

Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Реагирование на конфликтное поведение

Мы с Вами попадем в различные жизненные ситуации. И конфликты тоже часто становятся нашими сопровождающими в жизни. Как реагировать на такие ситуации?

1. Главное — внутреннее принципиальное отношение.

Публикация «Консультация для воспитателей „Конфликтные ситуации“» размещена в разделах

2. Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди людей - явление естественное и реагировать на каждый выпад будет себе дороже.

3. Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.

4. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. "Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.

5. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.

6. Миролюбие — ваш союзник.

7. Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас.

8. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, особенно родителей, детей. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, в группе. Огромную роль играет личность воспитателя, следовательно, сам характер работы в детском саду предъявляет к воспитателям высокие требования - постоянная эмоциональная напряжённость, высокий уровень ответственности, наличие конфликтов воспитателя с детьми, и их родителями, либо быть третьей стороной в конфликте между родителями. И такие конфликты имеют место быть.

К примеру, неуравновенная родительница высказывает свое недовольство другим родителям при решении определенных проблем касающихся группы.

Воспитатель как лицо заинтересованное не должен дать прогрессировать загорающемуся конфликту.

Профессия педагога предполагает умение вести переговоры с родителями наших воспитанников. Зачастую именно успешность проведения подобных переговоров может предопределить успех решения проблемы. Однако для этого необходимо хорошо подготовиться: определить интересы, свои и родителей (желания, потребности, заботы, надежды, страхи); продумать возможные варианты соглашения с ними; конкретные обязательства, которые обе стороны возложат друг на друга.

Собственно переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. Э. Геффрой для достижения успеха в переговорах рекомендует придерживаться следующих правил:

- позволяйте клиенту говорить;

- задавайте вопросы;

- используйте принцип наглядности;

- сообщайте информацию;

- активизируйте партнера, вырабатывайте совместные решения.

Для того, чтобы родители стали активнее, желательно задавать им открытые вопросы. Ведь наша задача - не дать им готовый рецепт разрешения проблемы, а предоставить возможность участвовать самому в борьбе с трудностями, возникшими на пути ребенка. Для этого педагогу необходимо владеть и приемами аргументации.

Э. Геффрой отмечает, что информацию, которую наши партнеры только слышат - усваивается только на 20%, только видят - на 30%. Если же у родителей есть возможность и услышать, и увидеть, они воспринимают информацию на 50%. Когда мы говорим сами, усваивается 70%, а когда выполняем, что-то сами - 90% информации.

Очень важное условие эффективного взаимодействия с родителями в ходе переговоров - умение слушать собеседника. Кроме того, одним из важных искусств, которым мы можем овладеть, является способность увидеть ситуацию такой, какой она представляется другой стороне - умение встать на позицию партнера, понять его точку зрения (это вовсе не означает, что Вы согласны с ней). Это послужит тому, чтобы мы не интерпретировали ситуацию в целом, какое-либо высказывание или жест односторонне.

Зачастую педагогам свойственна обвинительная позиция по отношению к родителям ребенка. Но если обвинения оправданны, они не приведут к конструктивному решению, поскольку родители, скорее всего, либо перейдут в контратаку, либо замкнутся и уйдут от взаимодействия и от решения вопроса.

По окончании переговоров желательно провести анализ: что способствовало успеху; какие при этом возникали трудности; с какими неожиданностями столкнулись; каково было поведение партнеров; какие детали нужно использовать при ведении переговоров в дальнейшем.

Общение в системе «педагог-родитель» иногда носит достаточно напряженный характер в силу эмоциональной и физической перегрузки обеих сторон. Бывает так, что мимоходом брошенная педагогом фраза в разговоре с родителями становится причиной возникновения конфликтной ситуации. Чтобы избежать подобных случаев педагогу необходимо знать приемы эффективного ведения беседы. Остановимся подробнее не методе убеждения, владеть которым должен каждый, кто стремится эффективно взаимодействовать с партнером.

Поскольку целью убеждения является формирование новых идей, воззрений партнера, очень часто оно вызывает сопротивление и контраргументацию. Именно поэтому, при проведении каких-либо переговоров с родителями желательно придерживаться некоторых рекомендаций. Для этого можно воспользоваться полезными советами, приведенными А. Ю. Панасюк в книге «Умеете ли Вы убеждать».

1. Готовясь к разговору, желательно выписать аргументы. Наиболее сильные из них вставить в начало и конец выступления, самым сильным закончить аргументацию.

2. Использовать объединяющие слова, присоединяясь к партнеру по общении: «Нам с Вами известно», «Для нас важно».

3. Пользоваться приемом «Да - но.», чтобы Ваши аргументы не вызывали возражений.

4. Не подменять аргументы своим мнением.

5. Не советовать, а советоваться. В конце фразы можно задать вопрос: «Договорились?», «Хорошо?»

Л. Б. Невзлин советует придерживаться следующих рекомендаций, если Вы вынуждены участвовать в споре:

- не быть предвзятым, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения;

- не давать себя втянуть в пустую словесную перепалку;

- не терять самообладания; бестактность, брань - признак слабости и отсутствия аргументов;

- опираться на факты и логику;

- быть лаконичным;

- прогнозировать последствия своих слов;

- не бояться критики в свой адрес, т. к. она помогает увидеть слабые места;

- уметь признать свою ошибку;

- избегать нечестных приемов в споре;

- не попадаться на удочку комплиментов.

М. К. Тутушкина отмечает, что общаясь с родителями, недопустимые любые проявления высокомерия и пренебрежения. Чтобы убеждать партнера, необходимо быть убежденным самому, иначе он поймет, почувствует Ваши колебания. Оперировать лучше простыми, понятными словами. Новую мысль следует начинать новым предложением. Предпочтительнее строить диалог, в процессе которого выявляются взгляды, аргументы собеседника.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации

1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта между родителями по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить "с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т. е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т. д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

Публикации по теме:

«14 признаков того, что вы воспитатель» — шуточный тест для воспитателей. Несколько лет назад,на страницах интернета,я прочитала шуточный тест,"14 признаков того,что вы воспитатель".Читая его,я улыбалась и соглашалась.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «Научись разрешать конфликтные ситуации» Конспект НОД в подготовительной к школе группе Воспитатель: Литвинова Наталья Александровна МБДОУ «Детский сад №24» г. Рязань Тема: «Научись.

Консультация для младших воспитателей «Чем может занять детей младший воспитатель» Консультация для младших воспитателей Чем может занять детей младший воспитатель, когда воспитатель проводит занятие? В это время дети.

Консультация для родителей «Отец как воспитатель». Отцовство - экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Встречаются иной раз молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства,.

Консультация для родителей «Мама — главный воспитатель и педагог!» Консультация для родителей «Мама – главный воспитатель и педагог!» Став мамой, вы подарили миру человека, принесли в мир любовь и радость.

Консультация для воспитателей «Патронаж семьи» Патронаж семьи (Консультация для педагогов) Уважаемые воспитатели! Наступил сентябрь – время для первого посещения семей ваших воспитанников.

Консультация для воспитателей ПРС по ФГОС ПРС ПО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.7. Конкретное содержание указанных образовательных.

Консультация для воспитателей «Утренняя гимнастика» Утренняя гимнастика - это комплекс упражнений, которые настраивают, заряжают детей положительной энергией и бодростью на весь предстоящий.

Консультация «Путеводители в жизни ребёнка — воспитатель и родитель. Реальность или миф?» Путеводители в жизни ребёнка воспитатель +родитель. Реальность или миф? По-моему в нашей работе очень важно не только наладить контакт с.

Воспитатель ДОУ в современной ситуации в условиях реализации ФГОС .

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Конфликтные ситуации»
Опубликовано: 7 октября 2016 в 11:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Конфликтные ситуации»» (включая файлы) размещена пользователем Зурьят Аджиева (УИ 829645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД