Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста»

Глия Арасланова
Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста»

Консультация для воспитателей

«Формирование временных представлений

у детей младшего возраста»

МБДОУ "Детский сад №93" г. Владимир

Воспитатель : Арасланова Г. Р.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование временных представлений у детей младшего возраста“» размещена в разделах

Формирование временных представлений начинается со второй младшей группы. Детям, уже в дошкольном возрасте, необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Психологи отмечают трудности в восприятии времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. К причинам, обуславливающим эти трудности, относят специфические особенности времени как объективной реальности: его текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце, его необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее, время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному восприятию. Все это в значительной степени усложняет восприятие времени детьми.

Наглядно-образное мышление и воображение являются ведущими у детей четвертого года жизни, следовательно, образная подача материала обеспечивает наибольшую эффективность его запоминания и возможность самостоятельного мышления. Особенно важно учитывать тот факт, что процесс восприятия связан с эмоциями, поэтому дети воспринимают только то, что несет положительные эмоции, то, что приятно, интересно, ново, забавно. Использование принципа одушевления и сюжетной подачи материала помогает добиться атмосферы общей заинтересованности и привлекательности в детском коллективе.

У детей младшего возраста еще сохраняется эгоцентризм, они считают себя центром вселенной, поэтому использование фотографий обеспечит наибольшую эффективность понимания и запоминания материала. В силу наглядно-действенного характера мышления, необходимо опираться не только на наглядность, но и на личный опыт ребенка в процессе проведения режимных моментов.

Таким образом, развитие представлений о времени у детей четвертого года теснейшим образом связано с их конкретным житейским опытом, с их эмоциональными переживаниями.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через его собственную деятельность и ту деятельность, которая носит постоянный характер. В этом возрасте формируют представления о частях суток : утро, день, вечер, ночь. Показать эти виды деятельности, связать время их протекания с определенным названием частей суток является задачей для данного возраста. Для этой цели нужно показывать эту деятельность:

- на картинках;

- можно ввести единый персонаж (куклу Таня, с которой дети вместе обыгрывают показательные виды деятельности, при этом особое внимании уделять внимание правильному произношению названию частей суток.

- Для лучшего запоминания части суток можно «прохлопать»,

«протопать».

- Названия частей суток можно вводить в игры-драматизации (сказка «Колобок» : «Утром бабка слепила колобок….», «Днем колобок покатился по тропинке»; сказка «Курочка –Ряба» : «Вечером прибежала мышка, …»).

- В сюжетно-ролевые игры: «Приводим детей в детский сад», «Идем на прогулку», и т. д.

Для закрепления знаний о частях суток можно использовать

- отрывки из рассказов, стихов, в которых описываются характерные для суток практические действия;

- игры с моделью «Части суток», где изображены показательные виды деятельности каждой части суток и объективный показатель:

«Что сначала, что потом», «Покажи, что назову», «Когда это бывает?», «Найди ошибку».

Если на первом этапе знакомства детей с частями суток, используется деятельность максимально приближенная к опыту самих детей, то на втором, показывают, что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но и взрослые, животные, растения. С этой целью необходимо использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, девочка утром поливает цветы, старший брат днем гуляет с собакой, цветы вечером закрывают лепестки и т. д. Работу можно проводить по частям: сначала предложить детям из всех картинок выбрать те, на которых нарисовано то, что бывает утором, затем днем и т. д.

Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используются дидактические игры:

«Когда это бывает?»

«Найди лишнюю картинку» (слово).

«Найди пару».

«Бывает – не бывает».

«Придумай-ка предложение» (рассказ).

«Угадай о какой части суток говорится в загадке» (стихотворении).

«Найди соседа» (определяют соседей каждого вида деятельности)

Игры инсценировки: «Утром бабочка проснулась».

«Утром солнышко встает».

После того, как дети научились определять части суток, необходимо познакомить их с объективными показателями, которые символизируют время : обращают внимание на положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба. С этой целью необходимо организовать ежедневные наблюдения на прогулках, сопровождая их отрывками из стихотворений, произведений устного народного творчества. Поскольку восход и закат солнца можно видеть не каждый день, нужно использовать иллюстрации с изображением неба и положения солнца. Незаменимой в данном случае является модель «Части суток», «Что покажет солнышко» :

На 1 части изображения – утро: голубое небо, внизу видна часть круга с лучами;

на 2 части – день: желтое небо, круг солнца, с расходящимися лучами;

на 3 части – вечер: синее небо в нижней части круг солнца с короткими лучами:

на 4 части – ночь: черное небо с месяцем и звездами.

В процессе работы с моделью дети выполняют различные задания:

- угадывают, о какой части суток говорится в стихотворении;

- подбирают к символу соответствующую картинку, изображающий какой-либо вид деятельности;

- в игре «Когда это бывает» - дети стрелочкой указывают символ названный воспитателем.

Вышеперечисленные игры дают возможность увидеть преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого – в дневные, синего – в вечернее и черного – в ночное время. Признак цвета становится показателем различных частей суток, появляется возможность использовать цветные знаки как символ признака частей суток. В дальнейшем предлагаются только цветные знаки как раздаточный материал. На данном этапе целесообразно познакомить детей со значением слова сутки, не раскрывая количественную и порядковую характеристику. Оно должно выступать как обобщение, т. е сутки состоят из 4 частей – день, вечер, ночь, утро.

Публикации по теме:

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Части суток» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Презентация «Учимся определять время по часам» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Весенние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Зимние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Летние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Осенние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Консультация для педагогов и воспитателей «Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОВЗ» У большинства детей с ОВЗ отмечается низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нём. У них возникают трудности.

Консультация для родителей «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста» При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста»
Опубликовано: 13 января 2018 в 11:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД