Татьяна Смирнова
Консультация для воспитателей «Круги Луллия как средство развития познавательных способностей дошкольников с ОВЗ»
«Круги Луллия как средство развития познавательных
способностей дошкольников с ОВЗ»
Автор: Смирнова Т. В., воспитатель
МОУ «Детский сад № 32 Красноармейского района Волгограда»
Публикация «Консультация для воспитателей „Круги Луллия как средство развития познавательных способностей дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Луллий Р. Круги и кольца Луллия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно ФГОС ДО – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким интеллектуально-творческим потенциалом. А именно, целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления у детей дошкольного возраста.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Целевые приоритеты современного дошкольного образования направлены на формирование основ культуры личности, характеризующейся творчески-преобразующим отношением к окружающему миру. Творческая активность человека может проявляться на протяжении всей жизни, но при этом важно, чтобы в начале жизненного пути, в дошкольном периоде детства, для эффективного развития этого личностного ресурса, были активизированы все возможности образовательной среды : педагогические методы и технологии, организация образовательного взаимодействия, образовательные и социальные факторы наполнения игрового и жизненного пространства ребенка.
В связи с этим определился образовательный и социальный заказ на выпускника дошкольной организации со сформированными основами творческого мышления, имеющего знания о механизмах решения проблем и отношениях с окружающим миром, имеющего практические умения и способности решать интеллектуальные задачи, соответственного его возрастному развитию.
В современной педагогике актуальной педагогической концепцией, направленной на развитие творческого потенциала личности является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Г. С. Альтшуллера. Благодаря разработанной в этой теории методам и приемам, происходит интенсивное творческое развитие личности дошкольника.
Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ для использования в дошкольных учреждениях. Это дидактическое пособие многофункционального характера, рекомендовано для работы с дошкольниками, начиная с раннего возраста, соответствует принципам вариативности, безопасности и доступности.
Круги Луллия создают условия для интеллектуального развития детей, для формирования познавательной активности дошкольников, развивают их творческое мышление и воображение.
Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Основная цель работы с дидактическим пособием – освоение способа познания мира, развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством использования кругов Луллия.
Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия помогают решать следующие задачи нескольких образовательных областей:
1. Закрепление произношения звуков в речи; развитие фонематических слуха; уточнение словаря, закрепление звуко-буквенной и слоговой структуры слова.
2. Закреплять знания детей о природе, ее объектах. свойствах и взаимосвязях.
3. Закреплять математические способности (формы предметов, счет, решение примеров, задач, развивать логическое мышление, внимание.
4. Закреплять знания о ЗОЖ, правилах пожарной безопасности, ПДД и т. д.
5. Закреплять знания народных промыслов, сенсорные навыки.
6. Совершенствовать игровые навыки, умение работать в паре, воспитывать любознательность, усидчивость. Развивать память, внимание, мышление. Данное пособие отвечает требованиям ФГОС ДО и будет полезно педагогам дошкольных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, а также родителям (законным представителям) воспитанников в качестве методического пособия.
Описание метода. Основоположником рассматриваемого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в XIV веке создал логическую машину в виде бумажных кругов, разделенных на секторы. На секторах Луллий размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Если привести систему кругов во вращение, можно получить ответ на любой вопрос, связанные с аксиомами, начертанными на кругах. Он считал, что его вертушка охватывала все знания, который может вместить наш разум.
Данное пособие позволяет формировать у детей понятие «объект», «признак», «проявление признака», развивать воображение, гибкость мышления, учит детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Принцип изготовления кругов Луллия
Пособие состоит из основы – это картонная доска, желтого цвета, длина которой равна 44 см, ширина равна 31 см. На ней закреплены два шурупа, куда одеваются два картонных круга диаметром 19,5 см. Круги свободно поворачиваются, не соприкасаясь друг с другом. Они разбиты на 6 секторов, где изображены картинки с разными предметами. В пособии много кругов по каждому разделу, образовательной области, в них задания и упражнения из образовательной области: «Познавательное развитие». Все круги по желанию ламинируются. Хранятся круги в пластиковой папке с названием образовательной области. На обратной стороне кругов написано название игры, цель, для удобства в пользовании, пара кругов обозначена маленькими кружочками одного цвета.
Формы организации образовательной деятельности: - образовательные ситуации ;- игровые обучающие ситуации;
самостоятельная игровая деятельности детей.
Этапы участия педагога в играх с «кругами» :
- воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание;
- воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
- воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру.
воспитатель осуществляет обучающее руководство играми и создает условие для проявления речевой активности детей, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.
ОО «Познавательное развитие»
Д/И «Найди тень дерева» Д/И «С какого дерева плод»
Д/И «Угадай фигуру» Д/И «Реши пример»
ОО «Речевое развитие»
Д/И «Подбери слово к схеме» Д/И «Подбери картинку к звуку»
Д/И «Подбери слово к схеме»
ОО «Физическое развитие»
Д/И «Кому, что нужно?» Д/И «Где живут витамины?»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Д/И «Угадай роспись» Д/И «Смешай краски»
Список использованных источников:
1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер. – М. Альпина Паблишер, 2017. — 402 с.
2. Сидорчук, Т. А. Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия : практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет / Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх. – М. : АРКТИ, 2019. – 40 с.
3. Сидорчук, Т. А., Хоменко Н. Н., Лелюх СВ. Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко, С. В. Лелюх. – Ребенок в детском саду, № 2, 2006.
4. Рогожинская Татьяна Арсентьевна, Педагог Ру. Всероссийский журнал.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").