ИСКАНДЕРОВА АНЖЕЛИКА ИЛЬДАРОВНА
Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение
▼ Скачать + Заказать документы
Культуру России, Татарстана невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского и татарского народов, наглядно демонстрируют его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение» размещена в разделах
Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, именно по этому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает лишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.
Условность образа, нацеленность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно- прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличии от детского творчества, в народном искусстве, это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, татарского орнамента, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи и т. д.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.
Народное искусство, включая всего виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народное музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становиться речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например, «добрый молодец», «красна девица» и т. д.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные. Музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о доброте и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.