МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольника»

Татьяна Огай
Консультация для воспитателей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольника»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №5» ДО №19

Консультация для воспитателей на тему :Методы повышающие познавательную активность дошкольника"

Подготовила: воспитатель первой категории

Огай Татьяна Станиславовна

г. Прохладный

2017

Цели: (Слайд 2)

Публикация «Консультация для воспитателей „Методы, повышающие познавательную активность дошкольника“» размещена в разделах

1. Активизировать педагогов на эффективное использование различных методов, повышающих познавательную активность;

2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов.

Задачи:

Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательных способностей дошкольников

Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие познавательных интересов, способствующей творческому самовыражению каждого ребенка.

Актуальность. Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

(Слайд 3)Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.

Психологи (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е. А., Коломинский Я. Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

(Слайд 4) Основная идея заключается в том, что психолого — педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной). Важными моментами при этом являются:

сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;

учет индивидуальных особенностей ребенка;

опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;

активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

(Слайд 5) Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста определяют следующие задачи:

1. Создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.

2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.

3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.

4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.

Научно — методической почвой деятельности является применение методов современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста.

(Слайд 6) В организации работы с детьми используют следующие методы :

методы ТРИЗ, в которых успешно решаются задачи проблемного и развивающего обучения,детей побуждают к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;

наглядные методы : опорные схемы, таблицы, карты для развития памяти, мышления; формирование навыков объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждать детей к размышлению;

методы проектных технологий, в которых формируется умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;

методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираются на опыт ребенка, формируется сенсорно — перцептивная сфера у детей, представление о предметах, явлениях природы.

(Слайд 7) Развитие познавательных способностей детей реализуется в различных формах работы:

групповые

индивидуальные

подгрупповые занятия

проекты

конкурсы

праздники

развлечения

тренинги

кружковая работа

опыты и наблюдения

поисковые сообщения

использование опорных карт, схем, моделей

изготовление коллективных панно, газет, детских книг, коллажей

Выделим некоторые наиболее эффективные методы

1. Элементарный и каузальный анализ.

Умение анализировать помогает усваивать знания осознанно. Доказано, что дети дошкольного возраста, особенно 5-7 лет, способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно создать метод обучения. Анализ как метод бывает элементарным и каузальным (причинным). В процессе элементарного анализа дети усваивают высшие признаки, как бы разбирают изучаемое явление на видимые составляющие. Соответствующий такому анализу синтез, тоже как метод познания, помогает представить предмет или явление в целом. Например, дети рассматривают картину с изображением строителя с рабочим инструментом на фоне стоящего дома. Воспитатель предлагает назвать признаки, по которым дети определили профессию этого человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного каузального анализа.

Каузальный анализ позволяет рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения.

Так, продолжая рассматривать вышеназванную картинку, воспитатель предлагает детям подумать, зачем строителю мастерок, который он держит в руке, почему подъемный кран такой высокий, зачес стоить такой большой дом, кого может порадовать работа строителя и т. п. С помощью подобных вопросов ребенок начинает вникать в сущность явлений, привыкает задумываться над внутренними взаимосвязями, как бы видеть то, что не изображено на картинке, приобретает умение делать самостоятельные выводы.

2. Метод анализа и синтеза тесно связан с методом, или иными словами методическим приемом, сравнения. В занятие включаются задания на сравнение по контрасту и по подобию, сходству. Дети могут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются, игры, поступки, проявление чувств и т. д. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных ярких представлений и чувств, становится более эффективным и осознанным процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим людям, к событиям и явлениям социального мира. При использовании этого важного методического приёма педагог в каждом конкретном случае должен определять, с какого сравнения начинать — со сравнения по сходству или по контрасту. Как объясняют психологи, сравнение по’ контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию.

Освоенный детьми приём сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того, чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуется умение анализировать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки. Всё это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Начинать следует с простых заданий, например: «разложи картинки на 2 группы — в одну отбери всё, что нужно для работы повару, а в другую — всё, что нужно для работы врачу». С таким заданием справляются дети 4-5 лет.

3. Метод моделирования и конструирования содействует проявлению самостоятельности, творчества, выдумки. Способность детей к моделированию успешно доказана в психологических и педагогических исследованиях. Этот метод совершенно необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Целесообразно научить детей составлять план - карту. Это может быть планкарта улицы, дороги в детский сад, участка дошкольного учреждения. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Этим же целям служат и задания типа: «Составить маршрут предстоящей экскурсии». Для моделирования и конструирования можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы - заменители. Моделирование и конструирование развивают мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира и глобуса. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

4. Метод вопросов — постановка вопросов детям и воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и чётко их формулировать.

В повседневной жизни дети задают взрослым много вопросов. Вопросы разнообразны по тематике, глубине, мотивам. В целом, вопросы ребенка позволяют судить о направленности его интересов. Может возникнуть мысль, что детей не надо специально учить задавать вопросы, они и без этого любознательны. Однако, исследования показывают, что, как правило, на занятиях или по поводу их содержания дети не задают вопросов воспитателю. Одна из причин такого явления заключается в сложившемся у детей стереотипе: на занятии вопросы задает воспитатель, а ребенок лишь отвечает на них. Воспитатель работает без «обратной связи», не ставит детей в ситуацию активной мыслительной деятельности. Свободные высказывания дошкольников расцениваются как дисциплинарные нарушения и, поэтому, у ребенка вскоре пропадает интерес к занятиям.

Детей на занятиях надо стимулировать к постановке вопросов прямым предложением («Вы хотите еще что-нибудь узнать о Серверном полюсе? Спрашивайте. Я постараюсь ответить.», положительной оценкой, направленной как на сам факт вопроса, так и на его удачную формулировку. В конце занятия можно оставлять 2-3 минуты специально для вопросов детей. Если воспитатель делает это систематически — дети привыкают к данной форме работы и готовы задавать вопросы.

5. Метод повторения. Повторение — важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитания чувств. На занятии он может быть ведущим методом или методическим приёмом.

Возможны три формы организации повторения на занятии по ознакомлению с социальной деятельностью.

Прямое повторение: от детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение идёт на уровне воспроизведения в той форме и в тех же формулировках, которые были даны при первичном восприятии материала.

Применение знаний в сходной ситуации. Данная форма повторения основана на ассоциативных связях, возникающих при восприятии нового материала, новых объектов, предметов. («На что похож этот Предмет?».)

Повторение на последовательном уровне — третья форма повторения. К усвоенным ранее знаниям ребенок возвращается в новой ситуации, когда опираться нужно не на конкретные примеры, а на сделанные ранее обобщения, выводы.

6. Решение логических задач.

Решение логических задач может выступать и в качестве самостоятельного метода, направленного на повышение познавательной активности.

7. Экспериментирование и опыты.

Этот метод очень эффективен в плане повышения познавательной активности. Как правило, он используется при познании живой и неживой природы, но его возможности значительно шире. Данный метод полезен при ознакомлении с техническими устройствами и открытиями, с моральными нормами и др. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

(Слайд 7) Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют :

развитию познавательных и умственных способностей;

получению новых знаний, их обобщению и закреплению;

расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных;

развитию памяти, внимания, наблюдательности;

развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;

развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;

социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.

В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Ребенок по своей природе – исследователь, он постоянно вовлечен в исследовательский поиск. Это его естественное состояние: общаться с людьми, изучая их поведение, рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, беседовать с собакой или кошкой, разбирать игрушки, изучая их устройство. Без этих «несерьезных» занятий невозможно развитие любознательности, превращающейся позднее в познавательную потребность. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, чем послушно проглатывать порции готовых знаний. Роль взрослых в этом процессе – помочь в организации детских исследований, сделать их полезными и безопасными для маленького исследователя и его окружения.

Видеть проблемы. Этот тип задач ориентирован на развитие одного из базовых умений исследователя – сверхчувствительности к проблемам (задания на изменение точки зрения на объект; выявление логичных и неправдоподобных причин событий).

Задавать вопросы. Умение задавать вопросы тесно связано с умением видеть проблемы. Еще древний философ заметил, что познание начинается с удивления тому, что обыденно. Если ребенка систематически не отучать от стремления задавать вопросы, то есть шанс, что он вырастет не только очень образованным, но и любознательным ( задания типа: узнай с помощью вопросов причину события; какие ты можешь задать вопросы; какие вопросы могут задать тебе).

Выдвигать гипотезы. Исследователю необходимо уметь выдвигать предположения, гипотезы. Для этого требуется оригинальность, гибкость, продуктивность мышления. Важно научиться вырабатывать и логически оправданные, и провокационные идеи (такие задания, как: найди причину события; что произошло бы, если…; как поведет себя тот или иной предмет в специальных условиях).

Давать определения понятиям. Понятие – одна из форм логического мышления. Есть предметы, явления, события, и есть наши понятия о них. Умение давать определения понятиям развивает словесно логическое мышление, столь важное и в обучении, и в жизни (найди противоположные понятия; скажи, что такое).

Классифицировать. С помощью классификации можно не только упорядочить результаты наблюдений в значимые блоки, но и преобразовать конкретные сведения в абстрактные категории (найди предметы, сходные по форме, цвету; объедини предметы в группы).

Наблюдать. Один из самых доступных методов исследования – наблюдение. Помните, что смотрим мы глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим – умом. Поэтому развитие способности наблюдать означает развитие способности мыслить, а не просто смотреть, слышать или осязать (найди вокруг себя определенные предметы; понаблюдай за животным и опиши его поведение; дай описание предмета).

Проводить эксперименты. Развивать умение и стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину необходимо каждому человеку. Любой эксперимент предполагает проведение каких либо практических действий с целью проверки и сравнения (например, эксперименты с отражением; эксперименты с водой).

Делать выводы и умозаключения. Для развития этих важных умений предлагаются такие задания, как: проверь правильность утверждений; сделай выводы из полученных в экспериментах сведений.

Структурировать материал. Это умение особенно важно на этапе представления результатов исследования. Из него же вырастает впоследствии умение работать с текстом (составь рассказ; изложи результаты; напиши письмо в картинках).

Доказывать и защищать свои идеи. Задания этого типа – интегрирующие. В них объединены и представлены многие из вышеназванных умений. Чтобы защитить добытые в исследовании результаты, надо уметь наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения, давать определения понятиям, связно излагать собственные мысли, уметь задавать вопросы и отвечать на них. Практически все задания, помещенные в тетради, в той или иной степени ориентированы на развитие этих умений.

(Слайд 8-13) Предлагаю вашему вниманию следующие задания:

1. Перечислите всех, кого видите на рисунке. Назовите их одним словом. Как Вы думаете, почему они разбиты по парам? Кого не хватает? Нарисуйте его в рамке.

2. Придумайте и задайте разные вопросы, чтобы больше узнать о предметах и животных, изображённых на рисунках.

3. Внимательно рассмотрите нарисованные объекты. На какие фигуры они похожи? Назовите эти фигуры и нарисуйте их.

4. Проведите мысленный эксперимент. Представьте, что Вы вдруг станете каким-нибудь предметом или животным, например дверью в своей комнате, настольной лампой, авторучкой, ножницами, цветком в поле, птицей или мышкой… Опишите один день своей воображаемой жизни.

5. На какие две большие группы можно разделить эти рисунки? А теперь объедините изображения в несколько маленьких групп.

6. Внимательно рассмотрите постройку, её вид СВЕРХУ и СПРАВА. Нарисуйте виды СПЕРЕДИ и СЛЕВА.

(Слайд 14)

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Изучить литературу: Дубинина О. В., Рохманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом», Москва, 2001г. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

2. Дополнить оборудование уголка экспериментирования. (Приобретение стаканчиков, образцы пород, весы, лупы и т. д.)

3. Составить перечень опытов и экспериментов в каждой возрастной группе.

Прикреплённые файлы:

prezentaciya_gpcno.ppt | 1192,5 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника»Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Мастер класс для ГМО воспитателей Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила:.

Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника» Консультация для воспитателей "Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника"В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской.

Консультация для воспитателей на тему «Древо семьи как одна из страничек в жизни дошкольника» Консультация для воспитателей на тему: «Древо семьи как одна из страничек в жизни дошкольника». Семья – это самое главное, самое дорогое,.

Консультация для воспитателей «Наиболее эффективные методы руководства игрой в разных возрастных группах». Для управления игрой педагогу необходимо располагать группой наиболее эффективных методов воздействия. Младшая группа: 1. Показ способа действия.

Консультация для воспитателей «Портфолио дошкольника» Одной из современных педагогических технологий является технология «портфолио». Технология «Портфолио» направлена на сотрудничество: воспитателя.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Консультация для воспитателей «Утренняя гимнастика как одна из форм здорового образа жизни дошкольника»Консультация для воспитателей «Утренняя гимнастика как одна из форм здорового образа жизни дошкольника» Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает.

Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Наглядные, словесные.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природыМетоды и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Родительское собрание на тему: «Поддерживаем познавательную активность ребенка» 1. Тема родительского собрания «Как поддерживать познавательную активность ребенка» 2. Основные вопросы, предлагаемые для обсуждения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Методы, повышающие познавательную активность дошкольника»
Опубликовано: 10 ноября 2017 в 19:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД