Татьяна Аугайтене
Консультация для воспитателей на тему «Общение педагога с родителями в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Общение педагога с родителями в ДОУ“» размещена в разделах
Содержание работы педагога с родителями включает в себя, по сути, все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей дошкольников. Для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем, поскольку родителям необходимы знания об особенностях развития ребёнка, задачах воспитания, методах, организации предметно-развивающей среды, подготовке его к обучению в школе и др. Они хотят получить ответ на вопрос: «Как поступить в том или ином случае?»
Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. Педагоги детских садов – профессионалы, они готовы помочь в воспитании детей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребёнка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье : проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т. д. Тезис о педагогической несостоятельности семьи уже потерял свою актуальность.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность - активное участие воспитателя и родителей.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее спланировать полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами и переадресовать вопрос.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки –передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В процессе той или иной формы педагоги используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, - это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примера из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например, беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.
В настоящее время разработаны и другие методы активизации родителей, например, игровые. К игровым методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия. К игровым методам активизации относятся проведение игр для взрослых: «Откуда эти строки?» (назвать произведения детских авторов). Родителям можно предложить творческое задание: придумать небольшой рассказ об одной из игрушек; дать рекламу игрушки по аналогии с телевизионной (оценивается юмор, точная и полная характеристика игрушки) и др.
Следующий метод, более сложный, - решение педагогических задач, требующих самостоятельного ответа на вопрос: «Как поступить?» Родители могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка знаний возникает потребность в их пополнении. Этот метод способствует формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. Следует предложить проанализировать свои действия как педагогов; доказать правоту или ошибочность. В ходе решения задач родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи личного опыта.
Применение описанных методов приведёт родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребёнка. Самонаблюдение поможет родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменить тактику их собственного поведения.
«Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»
Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддерживать и дополнить их воспитательную деятельность. Такое признание семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», т. е общение на равных и «взаимодействия», т. е. организации совместной деятельности.
Накопление согласия. Задача первого этапа – нейтрализация настороженности партнёра, разведывательный поиск общих тем для разговора. Например: нельзя сразу приступать к предмету разговора, если вы подозреваете, что он неприятен родителю. Нужно расположить к себе собеседника, для этого следует подвести его к согласию, хотя бы не в главном вопросе разговора. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями. Теперь можно переходить к следующей стадии.
Поиск совпадающих интересов. На этой стадии важно выяснить всё, что указывает на сходство позиций. Важно проявить склонность к уступкам, показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.
Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов. К этому этапу общение приобретает эмоциональную окраску и можно искать более прочную основу для углубления отношений. Здесь воспитателю необходимо показать, что, независимо от фактического состояния дел он безоговорочно принимает те принципы воспитания, стили взаимоотношения в семье, которые предлагает родитель. Важно подвести собеседника к мысли, что их связывают общие интересы, сходство взглядов и характера.
Выявление качеств, опасных для взаимодействия. Благодаря пройденным стадиям настороженность собеседника снимается настолько, что он может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств. У родителя появляется потребность полностью раскрыться педагогу.
Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации На этой стадии уже можно приступать к реализации исходной цели, которую ставил педагог как инициатор общения. Теперь он может открыто говорить о том, что его волнует в вопросах воспитания ребёнка.
Согласованное взаимодействие. Вот теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализованы, доверие установлены, родитель начинает прислушиваться к доводам педагога без недоверия и психологических барьеров.
Следующий аспект педагогической техники – это приёмы и средства самореализации, включающие овладение своим организмом (саморегуляция, мимической и пантомимической выразительностью, управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание определённого эмоционального фона взаимодействия, улучшение техники речи.
Техника взаимодействия определяется наличием и отточенностью специальных умений, таких как умение мобилизовать другого человека на интенсивное взаимодействие. Умение общаться, налаживать обратную связь, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями. Мастерство воспитателя заключается в том, чтобы внутреннее содержание взаимодействия верно выразить через внешние средства.
Одним из важных требований к воспитателю является эстетическая выразительность его внешнего вида. Внешний вид – это не только опрятность и вкус в одежде, это весь внешний облик человека. Который воспринимается окружающими. Внешний облик человека придаёт его внутреннее содержание.
Поза в момент взаимодействия должна свидетельствовать об уважении к собеседнику, обращенности именно к нему, отключенности от других побочных факторов.
Ещё более информационным содержанием обладает мимика – искусство выражать свои мысли, чувства, настроение, отношение при помощи движений мускулов лица. Нередко именно выражение лица оказывает более сильное воздействие, чем слова, повышает эмоциональную значимость контакта. Мимика несёт информацию большую, чем речевое сообщение.
Таким образом, осуществляя реализацию контакта и взаимодействия с родителями в условиях ДОУ, педагог должен стремиться использовать все педагогические технологии и постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. Ведь добиться правильных взаимоотношений с родителями можно только при условии, если целеноправленно строить общение, каждодневно решая каждый раз определённую коммуникативную задачу.