Получи документы

Консультация для воспитателей «Экскурсия как средство ознакомления детей с природой»

Мария Талабаева
Консультация для воспитателей «Экскурсия как средство ознакомления детей с природой»

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети ежедневно, в той или иной форме сталкиваются с её объектами или явлениями. Такое общение с окружающим обогащает чувственный опыт ребёнка, будит фантазию, и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее актуально, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивиться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. У детей этого возраста развивается интерес к природе. Этот интерес надо поддерживать и развивать.

Публикация «Консультация для воспитателей „Экскурсия как средство ознакомления детей с природой“» размещена в разделах

Детей старшего дошкольного возраста важно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения: растениями и животными; сезонными явлениями, со свойствами воды и песка и т. д.

В ознакомлении дошкольников с природой большое место занимает экскурсия. Экскурсия – это ознакомление с теми или иными объектами и их изучение по месту их нахождения, связанное с передвижением детей в определенной местности.

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Воспитанники должны знать, что экскурсия — это занятие, которое проводится не в группе, - а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Важно напомнить детям правила поведения на улице, природе, объектах.

Существуют несколько видов экскурсий :

- экскурсия в живую природу (парк, сквер, ближайшие лес и луг, в зону зеленых насаждений, грачевникам и т. д.);

- экскурсия в неживую природу (карьеры с разным видом почв, к водоемам и т. д);

- сельскохозяйственные экскурсии (ознакомление с трудом взрослых на огороде и в саду, поле; собственный труд детей).

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одно и то же место в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых. Эти экскурсии дают возможность показать детям, как человек воздействует на природу, как выращивает растения, как ухаживает за ними. Кроме того, на экскурсиях дети знакомятся с основными трудовыми операциями.

Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что дети наблюдают труд людей. Основная цель экскурсий — показать, что и для какой цели делают люди, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

Экскурсия на сельскохозяйственный объект включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, беседу с взрослым, работающим на данном объекте, участие детей в труде. В заключение экскурсии впечатления детей обобщаются.

Таким образом, экскурсии и последующая работа должны способствовать получению необходимого чувственного опыта ребенком, осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за свои действия, воспитывать бережное отношение к природе, учит соблюдать правила поведения, не допускающие нанесения вреда окружающему миру и не влияющие на состояние природы.

Значение экскурсий для детей дошкольного возраста состоит в том, что дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети нуждаются в знаниях о единстве и разнообразии природы. При этом у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащается личный опыт.

Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года. Природа меняет свои краски, меняется жизнь растений, птиц, животных. Меняется и труд человека.

Очень важно, чтобы дети почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к сезонным краскам природы, к ее великолепию.

Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. В процессе экскурсий дошкольники знакомятся с растениями, птицами и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений наиболее важных связей и зависимостей в живой и неживой природе.

При этом активизируется их мыслительная и практическая деятельность, углубляются и упрочиваются познавательные интересы. Осознание взаимообусловленности явлений природы влияет на формирование предпосылок материалистического мировоззрения.

Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями и информацией, так как это может привести к хаотичности знаний.

В дошкольном возрасте ребё нку важно взаимодействовать с объектами и явлениями: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус. В результате будет развиваться восприятие ребёнка : он станет различать форму, цвет и другие части предметов.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, а также расширению умственного кругозора.

Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.

Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми.

Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.

Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития у дошкольников познавательных интересов.

Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно - образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений.

Результативность экскурсий во многом определяется тем, насколько четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.

Первый этап - подготовительный. Как показывает само название, воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.

Второй этап - организация познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов - это наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа:

- нацеливающее внимание, требующие констатаций фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);

- активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, общения;

- стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.

Значительное место занимает в ходе экскурсии в природу выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые дети наблюдали ранее. Чаще всего это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы. Для поделок, оснащения занятий (например, плоды деревьев для занятий по математике, ручному труду, опавшие листья, цветы, камешки и т. д.).

Третий этап экскурсии - заключительный. Он охватывает всю после экскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой.

Итак, экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом.

Мы видим, что трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил подрастающего поколения. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу, и эту любовь старались привить детям.

Используемые источники

1. В союзе с природой, Л. И. Грехова, «Илекса», М, 2000.

2. Вышли мы все из природы, В. Р. Дольник, «ЛИНКА-ПРЕСС», М, 1996.

3. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой, С. А. Козлова, «ЛИНКА-ПРЕСС», М,2013.

Интернет-ресурсы

- https://studwood.ru/2112669/pedagogika/ekskursiya;

- https://dohcolonoc.ru/cons/13541;

- https://www.stud24.ru/pedagogy/jekskursii-kak-sredstvo-oznakomleniya-doshkolnikov/231234-677810-page1.html;

- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy mir/2018/03/23/ konsultatsiya -dlya-pedagogov;

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие сенсорных эталонов в процессе ознакомления с природой» Руководя познанием природы и приобретением детьми сенсорных способностей, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы. Предпочтение.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом»Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей с национальным орнаментом» Консультация для воспитателей «Создание развивающей среды для ознакомления детей среднего дошкольного возраста с национальным орнаментом».

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры, как средство развития речи детей» Консультация для воспитателей. Учитель-логопед: Григорьева Е. В. Театрализованные игры как средство развития речи детей Большое влияние.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края» Конспект к слайдам презентации: 1 слайд: Титульный лист презентации на тему: "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления.

Развитие словаря у детей первой младшей группы посредством дидактических игр и упражнений в процессе ознакомления с природой Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают.

Роль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольников В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи. Основная задача в умственном воспитании.

Трудовое воспитание дошкольников как средство ознакомления с окружающей природой Трудовое воспитание дошкольников как средство ознакомления с окружающей природой Рева А. Н., МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №109».

Воспитание экологической культуры детей посредством ознакомления с природой родного края Статья из опыта работы по теме: «Воспитание экологической культуры детей через ознакомление с природой родного края» Выполнила: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Экскурсия как средство ознакомления детей с природой»
Опубликовано: 6 декабря 2019 в 09:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД