Папки-передвижки

Народные приметы в формировании экологических знаний у детей дошкольного возраста

Татьяна Орлова
Народные приметы в формировании экологических знаний у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей и родителей

«Народные приметы в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Орлова Т. А.

Многовековые наблюдения людей за природными явлениями, погодой, поведением животных и изменениями в жизни растений, отразились в народных приметах. Существуют разные методы экологического воспитания детей беседы, чтение литературных произведений, прогулки на природе, труд на участке и в природном уголке и другие, но наиболее значимым методом являются наблюдения. Наблюдения важны тем, что лежат в основе разных видов деятельности, направленных на познание природы. Формирование у дошкольников начал экологической культуры в первую очередь составляют наблюдения. И помогут в этом,повысят интерес знание и применение народных примет. Какие радостные чувства испытывает ребенок, когда увидит совпадение приметы и наблюдения. Вот наиболее распространенные приметы :

Публикация «Народные приметы в формировании экологических знаний у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Географические приметы :

1. Муравьи строят свои жилища к югу от ближайших деревьев. Северная сторона муравейника более круглая, чем южная.

2. Темная полоса влаги на стволе дерева расположена с северной стороны.

3. Мох, лишайники на стволе дерева с северной стороны гуще.

4. Кора на березах с южной стороны значительно светлее.

5. У хвойных деревьев с южной стороны на стволах больше натеков смолы.

6. Весной и в начале лета к югу около стволов деревьев растет более густая и высокая трава, чем к северу. К середине лета она желтеет, тогда, как к северу от стволов остается зеленой.

7. На свежих пнях годичные кольца тоньше с севера.

8. Ягоды земляники, брусники и шиповника начинают покрываться алым румянцем с юга.

9. Зимой после оттепели в снегу около деревьев образуются лунки, с южной стороны лунка глубже.

Осенние приметы :

1. Скорый листопад – к суровой зиме.

2. Если орехов уродилось обильно, а грибов мало – зима будет снежная и холодная.

3. Если осенью лист березы и дуба опадет нечисто – жди суровой зимы.

4. Большой урожай на ягоды и семена – к холодной зиме.

5. Обильный урожай желудей – к холодной зиме.

6. Если кожура на луковицах крепкая, грубая и плохо снимается – к крутой зиме.

7. Большие муравейники – к ранней, строгой зиме.

8. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

9. Пчелы заделали леток в улье крепко – к холодной зиме, оставили открытым – к теплой.

10. Если личинка майского жука белая, то зима суровая; если голубоватая – зима теплая. А если личинка с одной стороны белая, а с другой голубоватая, то первая половина зимы будет холодная, а вторая половина – с оттепелями

11. Ранняя линька у собак – ранняя зима.

12. Поздний отлет птиц – теплая зима.

13. Перелетные птицы летят высоко – будет много снега.

14. Гром в сентябре – теплая осень, гром в октябре – зима бесснежная.

15. Если белка делает большой запас орехов – зима будет холодной.

16. Если белка чисто вылиняла до 14 октября, то зима будет хорошая.

17. Если белка строит гнездо низко – к морозной зиме; если высоко – зима будет теплой.

18. Заяц наследил в саду – быть зиме суровой.

19. Мыши устраивают гнезда наверху копен – к мокрой и продолжительной осени.

20. После пролета гусей через 1-2 дня жди снегопада.

21. Много рябины – осень будет дождливой, мало – сухая.

22. 14 октября если ветер с востока – зима будет холодная, с юга – теплая, с севера – холодная и малоснежная.

23. 23 октября если рога месяца на север быть скорой зиме, если на юг – скорой зимы не жди.

Зимние приметы :

1. Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели.

2. Гром зимой – к сильным ветрам.

3. Молния зимой – к буре.

4. Кольцо вокруг луны – к снегу.

5. Дым из трубы столбом вверх – к морозу.

6. Веточки на морозных узорах расположены вверх – к стуже, вниз – к оттепели.

7. Январь – сухой, снежный и морозный – год будет хорошим.

8. 19-го января ясная погода – к засушливому лету; пасмурная и снежная – к обильному урожаю.

9. 21-го января ветер с юга сулит лето с грозами.

10. Если в январе много частых и длинных сосулек – урожай будет хорошим.

11. Если зимой лес шумит – ожидай оттепели.

12. Дрова горят с треском – к морозу.

13. В мороз стекла окон запотевают перед потеплением.

14. Кошка свернулась клубком – к морозу, скребет пол когтями – будет метель, а стену – к вьюге.

15. К морозу гусь поджимает лапку, стоит на одной ноге.

16. Куры высоко садятся на насест – к сильному морозу.

17. Вороны утром садятся на верхушки деревьев и каркают – к вьюге и морозу, жмутся к стволу – к сильному ветру.

18. Сороки летают зимой близ жилья – к вьюге.

19. Воробьи забираются под стреху – к вьюге.

20. К метели длинные сухие еловые веточки сгибаются.

21. 15-го февраля оттепель – весна будет ранняя и теплая; если холодно – и весна будет холодная. Выпавший в этот день снег говорит о затяжной и дождливой весне.

22. Много снега зимой – много хлеба летом.

23. Мало снега на ветках деревьев – летом ни грибов, ни ягод в лесу не будет.

24. Зима снежная – лето дождливое.

Весенние приметы :

1. Соломинка, лежавшая на поверхности снега, провалилась – через месяц снег сойдет.

2. В марте снег рано затаит – долго не растает, весна будет затяжная.

3. 15-го марта снег с дождем и теплый ветер – к мокрому лету; а мороз и северный ветер – к лету холодному.

4. Увидел черные пятна на пригорках – жди весенних гостей (грачей).

5. Если грачи садятся сразу на гнездо, весна будет ранняя. Если – на землю, то весна будет затяжная, холодная.

6. Если грачи прилетели до середины марта, то снег сойдет рано, а лето будет дождливое.

7. Вороны купаются ранней весной – к теплу.

8. Пчелы вылетели рано из улья – к ранней весне.

9. Прилет трясогузок говорит о начале ледохода.

10. Утки устраивают гнезда на высоких берегах реки – будет сильное половодье, высокая вода.

11. Появились подснежники – настала пора пахать.

12. Зацвела осина – сей морковь.

13. Зацвела черемуха – сажай картофель.

14. Запел соловей – сей пшеницу и овес.

15. Появились комары и мошка – к теплой погоде.

16. Ранний прилет журавлей – ранняя весна.

17. Через месяц после прилета грачей весь снег сойдет.

18. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.

19. Если весною зайцы долго не линяют, жди продолжения холодов.

20. Если мыши сделали гнезда внизу копен – весна будет сухая.

21. Много майских жуков – летом будет засуха.

Публикации по теме:

«Народные игры для детей младшего дошкольного возраста» (консультация для воспитателей) Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость,.

Консультация «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей) Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка.

Консультация «Роль экспериментальной деятельности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.

Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Для формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста использовались предметные, сюжетные и художест-венные картины.

Консультация для воспитателей «Народные, хороводные игры в организации игровой деятельности детей» Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра творческая и это школа жизни для ребёнка, его естественное.

Консультация для воспитателей «Выработка у детей специальных знаний по ОБЖ» «Выработка у детей специальных знаний по ОБЖ» Всесторонние воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе главная социальная задача.

Консультация для воспитателей «Народные игры праздника «Сабантуй», их значение, методика обучения им детей» Я педагог дополнительного образования, детям старшей и подготовительной группы преподаю татарский язык. Занятия построены по программе «.

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста Статья на тему: «Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста» Экспериментирование- деятельность,.

Театр в жизни детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей) Роль театра в жизни ребенка!Огромную и не заменимую роль играет театр и вообще художественное слово в жизни ребёнка, особенно дошкольного.

Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Выявление уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста Для выявления уровня экологических знаний у детей среднего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные приметы в формировании экологических знаний у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 декабря 2015 в 21:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД