Получи документы

Консультация для воспитателей «Новые подходы к музыкально-пластическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Хребет Лариса Станиславовна
Консультация для воспитателей «Новые подходы к музыкально-пластическому воспитанию детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей "Новые подходы к музыкально-пластическому

воспитанию детей дошкольного возраста" МБДОУ "Детский сад № 3 "Светлячок" г. Рыбное Рязанской области.

В этом учебном году я стала обращаться к программе "Ритмическая мозаика" А. И. Бурениной.

Публикация «Консультация для воспитателей „Новые подходы к музыкально-пластическому воспитанию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Опыт использования данной программы показал, что её привлекательность – в доступности реализации содержания и освоения программного материала детьми разного возраста (и с различными способностями, а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа.

Используя музыкально-ритмические композиции, можно конструировать различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений, фрагменты логоритмических занятий и т. д.).

Благодаря разнообразной тематике музыкально-ритмический репертуар сочетается с другими видами художественно-творческой деятельности (изобразительной, театральной и др.).

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, и эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребё нку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, студиях и т. д.

Ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения встают новые задачи по обучению и воспитанию детей.

1. Развитие музыкальности :

развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;

развитие специальных музыкальных способностей : музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового, чувства ритма;

развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений:

развитие ловкости, точности, координации движений;

развитие гибкости и пластичности;

воспитание выносливости, развитие силы;

формирование правильной осанки, красивой походки;

обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку :

развитие творческого воображения и фантазии;

развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов.

5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Наблюдая за детьми младшей группы, я сделала вывод, что они чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако, возрастные особенности (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище, протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности) сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей ещё недостаточно точные и координированные, недостаточно развито чувство равновесия. Вследствие этого объём и разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как правило, игровой характер.

Развивая музыкальность, я стремлюсь воспитывать интерес и любовь к музыке в процессе совместных игр.

Этого я стараюсь достичь следующим образом:

обогащаю слушательский опыт (дети узнают знакомые плясовые, маршевые мелодии, песни, пьесы);

развиваю умение передавать в движении характер музыки и её настроение ( контрастное: весёлое – грустное, шаловливое, спокойное и т. д.).

Развивая способность передавать в пластике музыкальный образ, стараюсь использовать следующие виды движений:

Основные:

• ходьба – бодрая, спокойная, на носках, топающим шагом, вперёд и назад;

• бег – мягкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "Ручейка" и т. д.);

• прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд).

Общеразвивающие упражнения:

• на различные группы мышц и различный характер, способ движения;

• упражнения на плавность движений, махи, пружинность, которые даю, как правило, на основе игрового образа.

Имитационные движения:

• разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ (весёлый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т. д.).

Плясовые движения:

• Простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например: поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой, "выбрасывание" ног и т. д.

Важнейшим показателем уровня музыкально-ритмического развития ребёнка в этом возрасте является интерес к самому процессу движения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике характер музыки, игровой образ.

При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность пластики детей выявляет творческую одарённость, музыкальность.

Наблюдая за детьми средней группы, обратила внимание на то, что дети стали выполнять более сложные по координации движения, у них возросла способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.

В этом возрасте дети становятся более гибкими, пластичными, начинают проявлять самостоятельность в исполнении творческих задач. Вместе с этим у ребят идёт обогащение слушательского опыта.

Здесь я предлагаю им прослушать разнообразные музыкальные произведения для ритмических движений: народные, современные детские песни и некоторые доступные произведения изобразительного характера композиторов-классиков (например, из "Детского альбома" П. И. Чайковского: "Баба Яга", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков"; или из "Бирюлек" М. Майкапара: "Мотылёк", "В садике" и др.).

Показателем уровня развития детей средней группы является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

В старшей и подготовительной группах дети достигают кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации, мягкости и изяществе. Для ребят этих групп я подбираю более сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Это даёт возможность решить задачу целостного восприятия музыки детьми в тесной взаимосвязи её характера с жанровой принадлежностью.

Кроме того, здесь я знакомлю детей с музыкальными формами, основанными на принципе контраста. Они способствуют выработке умения самостоятельно изменять композицию танца, отдельных "па" в соответствии в соответствии со сменой частей музыкального произведения.

Для развития музыкальности воспитываю интерес и любовь к музыке, потребность слушать знакомые и новые музыкальные произведения, развиваю умения выражать в движении характер музыки и её настроение, развиваю умения передавать основные средства музыкальной выразительности : темп – разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе синкопы); развиваю способность различать жанр произведения (вальс, полька, старинный и современный танец).

Танцевальные композиции, игры, упражнения с предметами помогают полнее раскрыть характер, настроение музыки. Предметы должны радовать глаз, развивать вкус у детей, способствовать многостороннему эстетическому воспитанию. Это могут быть: платки и платочки (желательно прозрачной фактуры); разноцветные флажки, составляющие живописную гамму; гимнастические ленты (длиной 1,5 –3 м); мячи трёх размеров; музыкальные игрушки; куклы, мягкие игрушки. Вместо искусственных цветов, которые дети держат в руках, целесообразно изготовить большие цветы из капроновой ткани и закрепить их на среднем пальце резинкой.

Благодаря всему этому ребята:

более выразительно исполняют движения под музыку;

самостоятельно отображают в движении основные средства музыкальной выразительности;

осваивают больший объём разнообразных композиций и отдельных видов движений;

умеют передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;

точно и правильно исполняют движения в танцевальных и гимнастических композициях.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая»Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей и родителей «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей, родителей: «Развитие ловкости у детей дошкольного возраста» Ловкостью называется способность быстро овладевать.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.

Современные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияСовременные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Аннотация. В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Новые подходы к музыкально-пластическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 15:24
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Новые подходы к музыкально-пластическому воспитанию детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Хребет Лариса Станиславовна (УИ 908752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД