Консультация для воспитателей «Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников» (с использованием игровых технологий)

Елена Земскова
Консультация для воспитателей «Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников» (с использованием игровых технологий)

Проблема на сегодняшний день очень актуальна. Я считаю, что

целью привития ребенку основ нравственного поведения в первую очередь является стремление адаптировать малыша к социуму, воспитать понимание основ правильного поведения, помочь наладить контакт со сверстниками. В дошкольном возрасте малыши стремятся развивать свои личностные качества, чувства и способы восприятия окружающей действительности. Поэтому поведение членов семьи ребенка (в особенности – родителей) становиться тем фундаментом будущего мироощущения, которое впоследствии выльется моральными качествами и чертами характера личности. Особенно важно, чтобы семейное социально нравственное воспитание дошкольников проходило в едином комплексе с основами поведения, прививаемыми в воспитательных группах или других детских коллективах. Так, навыки вежливого общения, умения делиться своими игрушками, желание помогать старшим должно в первую очередь исходить от родителей и закрепляться педагогическими поучениями воспитателей детского сада.

Известно множество психологических методов и приемов, которые помогают активизировать социально нравственное поведение дошкольников даже в больших коллективах. Например, воспитатели младших групп нередко пытаются организовать между детьми дискуссию после прочтения нравоучительной сказки. В процессе общения со сверстниками малыши не только стремятся обозначить свою точку зрения, но и аргументировано отстоять ее. Педагогу остается только помочь ребятам сделать правильный вывод о нормах поведения и закрепить их на практике.

В педагогике разработан целый комплекс методов и способов воспитания в детях нравственности, однако у современного родителя вряд ли хватит времени и сил разобраться во всех тонкостях научных трудов. Что касается роли дошкольных учебных заведений, то всецело перекладывать на них ответственность за развитие высокоморальных качеств у малыша тоже не стоит: недостаточное финансирование системы образования и несовершенность ее структуры не дают возможности привить группе детей необходимые нормы поведения и общения.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста невозможно представить без ознакомления малышей с основными этическими ценностями современности — умением видеть красоту окружающего мира, ценить искусство во всех его проявлениях, украшать привычную реальность уникальными поделками или картинами. Художественно эстетическое воспитание дошкольников призвано научить малышей ценить окружающую природу, любить родную землю и своих близких методом приобщения к миру искусства (разучивание стихов, рисование тематических картинок, пение песен и т. п.). Эстетические впечатления, полученные в раннем возрасте, порой остаются основами основ жизненных приоритетов уже сформировавшейся личности. Именно поэтому так важно в рамках воспитания нравственности приобщать малышей к миру прекрасного, более полно познать все прелести которого можно на дополнительных внеклассных занятиях (кружки живописи, пения, изготовления поделок).

И здесь многое зависит от нашего понимания сущности эстетического воспитания, от понимания внутреннего механизма взаимовлияния эстетического и нравственного.

возрасте.

Освоение детьми природы — первая ступенька в формировании их эстетических чувств и вкусов. И здесь многое зависит от семьи. Родители должны научиться выкраивать время для того, чтобы вместе с детьми побывать на природе, вместе с ними почитать им захватывающую книгу. Ведь именно в процессе такого общения все впечатления и знания ребят о внешнем мире преломляются через предметы и явления природы, через феерию чудесных красок лугов, лесов, через симфонию звуков, букеты запахов, через осязание бодрящей прохлады утра, освежающей радости соприкосновения тела с кристально чистой водой.

Соединение «чувствования» и «думанья» на природе развивает в ребенке пытливого исследователя, открывателя. Чудесный мир в красках, ярких и трепетных звуках, в игре, в воодушевляющей сердце красоте природы вызывает в детях стремление делать людям добро. Человек, который по-настоящему чувствует красоту природы, красоту человеческих чувств и мыслей, не способен на дурные поступки.

В достижении детьми увиденного, ничем не заменимого мира природы наиважнейшая роль принадлежит кружкам экологического профиля, успехи которых в экологическом образовании бесспорны. Только в кружках дети учатся охранять муравейники, строить искусственные гнездовья для птиц, дети вместе с тем приобретают навыки активных наблюдателей природы, постигают жизнь леса, у них появляется желание внести личный вклад в сохранения и приумножение богатств природы.

Влияние природы на формирование эстетических чувств детей огромно. Начало детских эстетических эмоций образуется путем соединения впечатлений о самой природе с впечатлениями о предметах, явлениях, его пространственной среде, созданных умом и руками человека.

Эстетическое в природе, в социальной среде и у взрослых, и у детей вызывает побудительные мотивы к деятельности, причем к деятельности, направленной на создание красивых рисунков, изделий, вызывающих радость, и наслаждение трудом в работе с соломкой, тканью, бумагой, природным материалом в кружках ИЗО и декоративно-прикладного творчества. Пусть у детей не все получается так, как им хотелось бы, пусть даже они изведают чувство огорчения, когда что-то не выходит (это неизбежно, зато они шаг за шагом движутся вперед в своем постижении прекрасного.

Природа, благотворная, внутрисемейная атмосфера — это что-то вроде необходимых подготовительных ступеней к художественно-образному освоению детьми мира. Еще раз подчеркнем: речь идет не об открытии и развитии способностей писателей, художников, музыкантов, а о проблеме более будничной — о художественном просвещении вступающих в жизнь. При всём том и семья — особенно если она имеет прочные связи со школой сможет сделать немало хорошего в художественном развитии детей, даже в том случае, если родители не имеют специальной художественной подготовки. Каким образом? Да обыкновенным родительским участием. Отец и мать, конечно, не против того, чтобы их сын или дочь посещали, скажем, театр юного зрителя. Но часто они сами находят возможность бывать там с детьми? И тут на помощь приходят кружки театральные при центрах внешкольной работы, ибо в действительности детям младшего школьного возраста очень нравится, очень хочется путешествовать вместе с родителями в таком необыкновенном и загадочной мире искусств. Посещение выставок детских рисунков, картинных галерей, художников, живопись и театр дополняют друг друга и делают встречу с прекрасным еще более насыщенной и впечатляющей.

Телевизионные передачи порой смотрят всей семьей — дети вместе со старшими. От родителей во многом зависит, что смотрят юные зрители, какой след оставляют в их душе те или иные передачи. Важно помогать детям и подросткам правильно сориентироваться в том, что приносит в каждый дом телеэкран, экран компьютера, обсуждать в семейном кругу передачи, взволновавшие юных, умело использовать их в воспитании подрастающего поколения. Следует тактично регулировать, направлять в нужное русло досуг своих детей, следить, чтобы экран не отвлекал их от других занятий, был не соперником, а помощником в учебе, спорте, общественной работе ребят, содействовал развитию их способностей, увлечений. Каждый человек способен учиться музыке, способен научиться петь, играть на музыкальном инструменте, овладеть нотной грамотой. Это вовсе не значит, что надо сделать каждого ребенка музыкантом-профессионалом. Цель заключается в том, чтобы воспитать квалифицированного любителя, для которого музыка была бы органической составной частью его жизненного уклада, подлинной эстетической потребностью. Ведь кружки, студии, ансамбли — именно массовая музыкальная самодеятельность является мощным средством выявления талантов. Когда ребенок прикасается к музыкальному инструменту, «держит музыку в руках», то это большой качественный скачок в овладении музыкальным искусством. Дальнейшему развитию народного творчества, его массовости, разнообразию форм, росту исполнительского мастерства, способствует регулярное проведение праздников песни и танца, творческих конкурсов.

Поддерживая и воспитывая эмоционально окрашенные традиции семейного и национального характера, открывая ему дорогу к восприятию искусства, мы это делаем не в узколичных интересах ребенка; будем надеяться, что эстетическо-нравственное воспитание найдет отражение в его собственном творчестве, которое обогатит народ, а может быть, и все человечество.

Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения всё острее встают перед нашим обществом в последнее время. Педагоги отмечают повышенную агрессивность, конфликтность дошкольников, нежелание понять внутренний мир другого человека. Низкая культура окружающего социума негативно сказывается и на детях. В соответствии с ФГТ (федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, утверждёнными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, как итоговый результат и целевой ориентир системы, выглядит следующим образом:

- ребёнок физически развитый овладевший основными культурно- гигиеническими навыками;

- любознательный, активный;

- эмоционально-отзывчивый;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- универсальными предпосылками учебной деятельности;

- необходимыми умениями и навыками;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возраст;

- имеющий первичные представления о себе, семье, об обществе, государстве, мире и природе.

Сформировать данный «социальный портрет» ребёнка невозможно без развития морально-нравственных основ личности, составляющих базис человека как социального существа. Эти основы закладываются в ребёнка буквально с рождения.

Игровая технология- это совокупность, порядок всех видов и подвидов игр, используемых с целью формирования многообразных детских культур. Под игровыми технологиями мы понимаем игровые цепочки, взаимосвязанные и взаимообусловленные между собой. В результате реализации их совокупности налицо конечный и убедительный результат- основы какой-либо культуры, носителем которой ребёнок будет в своей дальнейшей жизни.

игра является стилем художественного мироощущения человека. Вот некоторые её положения: мотивы игры входят в основной фонд мировой культуры; с древних времён игра фигурировала как система изобразительных моментов, связанных с театральным искусством, карнавализированным действом, а также с разными видами игрового поведения в жизни; в настоящее время выдвинута гипотеза о природе генезиса человеческой культуры, социологии человека, как «человека играющего»; всесторонне и научно-обоснованно проанализирован игровой характер культуры в рамках различных форм цивилизации; доказано, что игра является неотъемлемой частью жизни человечества, праздничной её стороной; очевиден параллелизм образов «игра-жизнь»; вне всякого сомнения, что жизнь и искусство, реальность и театр тесно переплетены, постоянно подменяют друг друга: искусство строится по законам жизни, жизнь развивается по законам театральной импровизации; всем ясно, что некоторая карнавальность наблюдается в быту, эстетический и бытовой пласты жизни как бы соединились. Сам быт встал вровень с творчеством, возник как бы театр для себя и т. п.

По мнению В. Кудрявцева, что технологии, обеспечивающие освоение культуры, могут быть названы культуросообразными, их вовлечение в педпроцесс ДЩУ будет способствовать созданию своеобразного эпицентра культуротворчества педагогов. Игровые технологии универсальны и эффективны. Они отвечают всем современным требованиям. Предъявляемым к прогрессивным формам организации образовательного процесса детсада:

- эмоциональные (по характеру);

- развивающие (по целям);

- гуманистичные (по ориентации на личность и общение с нею);

- эвристические (по формированию культуры познания и интеллекта);

- художественные (по синтезу многих видов искусств).

Кроме того, что особенно важно, они обеспечивают психологический комфорт, здоровье и защищённость детей, их стойкую радость и жизненное счастье. Игровая технология культурологического образования дошкольников строится как целостный комплекс, охватывающий определённую часть образовательного процесса и объединённый общим содержанием, сюжетом. В неё последовательно включены (в виде технологической цепочки) группы игр, их элементов, фрагментов и игровых упражнений, направленных на формирование определённых качеств культурной личности.

Характерным признаком игровой технологии является обязательное наличие «сквозного» персонажа. Он присутствует во всех играх определённого порядка (категории, помогая детям определиться: какую группу личностных качеств им следует активизировать. «Сквозные» персонажи разнообразны. Они меняются на каждом возрастном этапе. Так, в цепочке интеллектуально-познавательных игр это могут быть Учительница, Умник (Умница, Академик, Маленький Мук, Василиса-Премудрая или антиподы- Незнайка, Емеля-дурачок. В образе подобного персонажа могут быть реальные люди, куклы, макеты или же их заочное «присутствие». Его функции: участник, свидетель, наставник, судья (арбитр, контролёр, зритель, партнёр.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с использованием игровых технологий для детей третьего года жизни «Осень» Цель-развитие у детей познавательных интересов, активности. Задачи: -Развитие речи -Развитие сенсорных навыков (цвет, размер) -Развитие.

Конспект занятия по окружающему миру с использованием здоровьесберегающих игровых технологий «Для чего нам нужен лес» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ,ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТЕМА:" ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН.

Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в семье» В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребенка. Одна из главных задач в детском саду - это нравственно-патриотическое воспитание.

Консультация для воспитателей и родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Искусство, в частности музыка, является сильнейшим средством воздействия на душу человека, воспитания его чувств. Велика роль музыкального.

Консультация для воспитателей «Использование ИКТ технологий при ознакомлении дошкольников с художественной литературой». Слайд 2 Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио.

Консультация для воспитателей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада» Консультация для воспитателей на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях детского сада» Как писал Ушинский К. Д. : «Есть.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного, патриотического, умственного и физического воспитания. Использование.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В соответствие с ФГОС содержание.

Консультация: «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства.

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников» «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников» (с использованием игровых технологий)
Опубликовано: 20 апреля 2017 в 19:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День алфавита на МААМ

24 мая славянский мир чествует своих просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Эти святые подарили славянам алфавит, благодаря чему свет христианского учения озарил и славянские народы, говорившие до 12...

23 мая. День Белого короля на МААМ

Многие шахматисты, получив небольшой перевес, с энтузиазмом бросаются в атаку и нередко не только не достигают победы, но и оказываются побеждены сами. Но не такой манерой игры отличается Анатолий Карпов....

Исследовательский проект по выращиванию гороха из семян «Экспериментальный стаканчик»
Исследовательский проект « Экспериментальный стаканчик». ( Экологическое развитие с элементами экспериментирования в старшей группе) Введение Однажды...
Мастер-класс по аппликации в нетрадиционной технике «Путешествие в Африку» в старшей...
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию интересный мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционных материалов для детей старшей...
Консультация «Их не любить невозможно! Воспитание любви к домашним животным»
Цель: Воспитание милосердия, доброты к животным. Всегда ли мы правильно поступаем? Учим детей быть добрыми, гуманными, жалостливыми, но только на словах,...