Получи документы

Консультация для воспитателей «Обучение грамоте в старшем дошкольном возрасте»

Наталья Черепанова
Консультация для воспитателей «Обучение грамоте в старшем дошкольном возрасте»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №49 «РОДНИЧОК»

Воспитатель :

Черепанова Наталья Анатольевна

Первая квалификационная категория

Основная задача обучения грамоте – это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.

Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение грамоте в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука.

Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук, ребенок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально, представить слово, дает возможность картинка – схема его звукового состава. На ней помещается рисунок – предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.

Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполнять контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клетки, и он увидит, что где-то ошибся. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.

Воспитатель проводит звуковой анализ слова только на первом занятии, когда знакомит детей со всеми средствами его поведения. В дальнейшем они сами делают это с помощью воспитателя.

Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, знакомят гласными звуками.

Дети узнают, что этим звукам ничто не мешает и их можно пропеть. Разбирая слова, гласные звуки обозначают красной фишкой.

На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то мешает, они встречают преграду.

После этого начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мыло, каша, потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком. Воспитатель дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.

Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществляется на материале пяти слов типа: мыло, слива, замок, пила, кукла.

В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах. На доске картина – схема заменяется полоской схемой.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2 - 4 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.

Публикации по теме:

Ознакомительная презентация для родителей детского сада №51 «Ёлочка» Презентация предназначена для работы с родителями. Основная ее задача - донести до родителей информацию о детском.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Обучение грамоте в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 26 марта 2014 в 18:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД