Наталья Черепанова
Консультация для воспитателей «Обучение грамоте в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №49 «РОДНИЧОК»
Воспитатель :
Черепанова Наталья Анатольевна
Первая квалификационная категория
Основная задача обучения грамоте – это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова.
Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение грамоте в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова жук, ребенок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.
Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально, представить слово, дает возможность картинка – схема его звукового состава. На ней помещается рисунок – предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в слове.
Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполнять контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клетки, и он увидит, что где-то ошибся. При проведении звукового анализа ребенок ведет указкой под схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением звуков, обозначая каждый из них фишкой.
Воспитатель проводит звуковой анализ слова только на первом занятии, когда знакомит детей со всеми средствами его поведения. В дальнейшем они сами делают это с помощью воспитателя.
Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой.
После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, знакомят гласными звуками.
Дети узнают, что этим звукам ничто не мешает и их можно пропеть. Разбирая слова, гласные звуки обозначают красной фишкой.
На следующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то мешает, они встречают преграду.
После этого начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двусложных слов с ударением на первом слоге (мыло, каша, потом переходить к словам с ударением на втором слоге (лиса, коза). При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком. Воспитатель дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог.
Закрепление звукового анализа слова у дошкольников осуществляется на материале пяти слов типа: мыло, слива, замок, пила, кукла.
В конце работы по усвоению звукового анализа графическая схема звукового состава слова не используется, дети составляют слова фишками на столах. На доске картина – схема заменяется полоской схемой.
В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2 - 4 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку.
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.