МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Обучение рассказыванию»

Надежда Хакимова
Консультация для воспитателей «Обучение рассказыванию»

Обучение рассказыванию.

(Консультация для воспитателей).

Учить ребенка рассказывать - Это значит формировать его связную речь. Эта задача входит, как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение рассказыванию“» размещена в разделах

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».

В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие связной речи ребенка - дошкольника осуществляется в повседневной жизни, а также на занятиях. Большое значение имеет взаимосвязь обучение рассказыванию и других видов по развитию речи – обогащение словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.

Как уже отмечалось, с возрастом совершенствуется его мыслительная деятельность. Ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, возрастает степень его связности речи. Постепенное овладение связной речью существенно влияет на интеллектуальное развитие малыша: он все совершеннее пользуется речью, как средством общения и мыслительно - познавательной деятельностью.

Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Часто ребенок 4-5лет, не закончив одной части высказывания, переходят к другой, с другим содержанием. Очень важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя.

Обучая ребенка рассказыванию, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука и словопроизношения.

Иначе, воспитатель совершенствует все стороны речи - лексическую, грамматическую, фонетическую. Ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия для того, чтобы его речь звучала четко, ясно, достаточно громко; с большим вниманием относится к помощи взрослого, когда напоминают нужные слова, помогают начать рассказ, либо перейти к следующей части.

В младших группах нет специального обучения, т. к. с детьми этого возраста на занятиях можно проводить только подготовительную работу. Особое внимание уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии детей. Отвечая на вопросы, может описать игрушку, предмет. Все это проходит в игровой форме.

В старшем возрасте дети начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный сюжет.

Рассказы могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, предметах быта, трудовых поручениях, природе, товарищах и т. д. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им фактах, событиях, предметах. Тогда их речь становится более свободой, связной. Воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания.

В процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно- достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта). Другую группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения: ребенок может придумывать события, или действия вымышленного героя. В старшем дошкольном возрасте дети могут уже обращаться и к сказочным сюжетам, пробуют придумать сказку: со сказочным зачином, повторами. Так постепенно совершенствуется его словесное творчество. Составление разного вида рассказов - наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в тоже время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их. Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети сами использовали доступные им образные средства родного языка. Педагогу следует добиваться, чтобы дети глубже переживали свое отношение к окружающему, ярче отражали его в своих рассказах.

Действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей является художественная литература. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Детей постоянно знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Наша задача – донести до детей содержание произведения в единстве с его языковым богатством. Большую роль играет при этом образная, эмоциональная речь воспитателя. Используются такие приемы, как объяснение вопроса, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др.

Проводя то или иное занятие, педагог должен находить наиболее эффективные варианты, сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Публикации по теме:

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Консультация для воспитателей по теме «Обучение старших дошкольников составлению связных текстов» Консультация для воспитателей по теме: «Обучение старших дошкольников в составлении связных текстов» Воспитатель: Ермольева В. М. г.

Консультация для воспитателей «Обучение пересказу как одному из приёмов формирования связной монологической речи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 21 п. им. М. Горького муниципального.

Мастер-класс «Обучение детей творческому рассказыванию по картине» Тема: «Обучение детей творческому рассказыванию по картине» с элементами приза по технологии Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. «Обучение дошкольников.

Мастер-класс «Обучение дошкольников рассказыванию» Образовательная программа воспитания детей в д/с ставит задачи: Воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный.

Обучение детей младшего дошкольного возраста рассказыванию по картине МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА» Методическая разработка «Обучение детей младшего.

Обучение дошкольников седьмого года жизни творческому рассказыванию 1. Своеобразие и значение творческого рассказывания в детском саду. Термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые.

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста 1. Рассказывание по восприятию. 2. Рассказывание по памяти. 3. Рассказывание по воображению. 1. Рассказывание по восприятию имеет большое.

Обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек Занятия по обучению рассказывания с использованием предметов и игрушек систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно.

Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной серии картинок Роль сюжетных картинок в развитии связной речи старших дошкольников Серии сюжетных картинок используются детьми в старшем дошкольном возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Обучение рассказыванию»
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 22:02
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД