Ирина Маркова
Консультация для воспитателей «Обучение старших дошкольников звуко-слоговому анализу слов»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗВУКО–СЛОГОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ.
Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова и другие, проводя исследования в конце 50-х - начале 60-х годов, доказали, что воспитанники средней группы способны определить первый и последний звуки в словах. А полный звуковой анализ могут освоить дети старшей группы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Обучение старших дошкольников звуко-слоговому анализу слов“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
А. П. Иваненко в работе «Подготовка к обучению грамоте в детском саду» пишет о том, что 5- летние дети проявляют самый большой интерес, по сравнению с детьми 4 и 6 лет, к изучению звуковой стороны речи. Тогда как 6- летние дети больше интересуются занятиями по обучению чтению.
Качественные занятия по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах являются базой, необходимым условием успешного овладения детьми чтением, а затем и письмом в школе.
Основными задачами обучения грамоте в старшей группе являются :
1. Формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, а именно: формирование представлений о слове, звуке, слоге, ударении, предложении, речи.
2. Обучение детей звуковому анализу слов.
По определению Д. Б. Эльконина, «Под звуковым анализом понимается :
1) определение порядка слогов и звуков в слове
2) установление различительной роли звука (при сравнении звуковых составов слов - паронимов, различающихся одним звуком : «кит» - «кот»)
3) «выделение основных качественных характеристик звука» : гласные - согласные (твердые - мягкие, звонкие - глухие).
Главными условиями готовности ребенка к операции звуко - слогового анализа слов являются хорошо сформированные фонематический слух и фонематическое восприятие. Что же это такое?
Под ФОНЕМАТИЧЕСКИМ (РЕЧЕВЫМ) СЛУХОМ понимается способность различать звуки речи (фонемы, близкие по их произношению и звучанию. Чтобы проверить уровень речевого слуха ребенка просят повторить пары слогов, например: СА- ЗА, ШО- ЖО, ЧУ- ЩУ, КО- ГО…; или пары слов типа : КОТ- ГОД, ЛУК- ЛЮК…
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - это способность производить мыслительные операции со звуками, а именно:
- определить наличие или отсутствие данного звука среди других звуков, в слогах, в словах
- определение первого и последнего звука в слове
- определение места звука в слове
- подбор слов с заданным звуком.
Кроме этого, ряд авторов выделяет понятие ФОНЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – способность производить мыслительные операции со слогами, а именно:
- определить наличие данного слога среди других слогов, в словах
- определить место слога в слове (начало, середина, конец)
- подбор слов с заданным слогом.
___
В первую очередь, нужно научить детей интонационному выделению звуков. Сначала это будет протяжное выделение САМИМ РЕБЕНКОМ (после показа взрослого) гласного звука в начале слова («оооблако», затем – в конце слова («рекааа», затем - в середине слова («дыыым»).
На следующем этапе детей учат интонационно выделять последний согласный звук, сначала твердый («стаканнн», затем – мягкий («конннь») и называть этот звук.
И наибольшую сложность вызывает выделение первого согласного звука. Самая частая ошибка здесь - это называние сразу первого и второго звука (в слове «сок» первый звук - «со»). Избежать этого позволит эффективное упражнение: «Раздели два друга - два звука» : ребенок сначала выделяет первый согласный звук (ССо) и называет его (С, а затем - второй звук (сОО) и определяет его. Если согласный звук нельзя протяжно произнести (П, Б, Г, К, Д, Т, Ц, Ч, то он произносится громче гласного. Работа с данными звуками проводится в самую последнюю очередь.
Наконец, у детей формируется умение интонационного выделения сначала первого, затем второго и т. д. звука – что и лежит в основе звукового анализа слова.
Наглядно продемонстрировать это помогает звуковая линейка № 1. В ней последовательно открывается сначала первое окно – звук, затем - второе и т. д. Каждый ребенок, действуя с этой линейкой, видит момент следования одного звука за другим, определяет место звука в слове : 1-ый, 2- ой и т. д.
Как и в средней группе, воспитатель продолжает учить детей вслушиваться в звучащее слово и обучает их еще одному способу произнесения слова. Это произнесение слова с одинаково протяжным выделением голосом всех звуков, с равным подчеркиванием звучания каждого звука («лллууунннааа»).
Такой способ произнесения и применение звуковой линейки № 2 помогает детям «увидеть» те звуки, которые составляют данное слово, понять, что звуки в этом слове разные, установить их последовательность и их количество. Данная линейка также позволяет детям «увидеть», что слова бывают длинными и короткими.
Наконец, на основе вышеназванных умений, начинается обучение собственно звуковому анализу слова. Это длительная работа, рассчитанная на два учебных года.
В ней можно выделить несколько этапов (Этапы формирования умственного действия были сформулированы советским психологом П. Я. Гальпериным) :
1. Выделение существенных признаков понятия. Детей знакомят с понятием «звук речи». Различают звуки речи и остальные звуки окружающего мира. Дается представление о том, что звуки произносятся в определенной последовательности. Идет обучение интонационному выделению звуков.
2. Этап предметного материального действия. Создание модели слова : картинка - изображение предмета, схема звукового состава слова и фишки - символы звуков. Звуки ребенок последовательно произносит, выкладывая фишки в схеме. Затем следует «чтение», т. е. произнесение всех звуков слова с опорой на схему. Такое «чтение» слова - это подготовка детей к более сложной ступени – синтезу слова (собиранию слова из отдельных звуков) – основы чтения - обучение которому будет осуществляться уже в подготовительной группе.
3. Этап действия в плане громкой речи. Ребенок осуществляет звуковой анализ слова без помощи наглядной схемы, но в плане громкой речи. Изображение предмета обязательно!
4. Этап внутреннего умственного действия. Звуковой анализ слова осуществляется мысленно без опоры на схему и изображение предмета, без проговаривания вслух, т. е. значительно быстрее. На этом этапе навык звукового анализа сформирован.
___
Важнейшее направление звукового анализа – это качественная характеристика звука.
Главным отличием гласного звука от согласного является то, что воздух свободно выходит изо рта. Само название говорит о том, что мы слышим только голос. Гласных звуков 6 : А, О, У, Ы, И, Э. Самый лучший способ их запомнить – это записать их соответствующими буквами и просто ВЫУЧИТЬ!
При произношении согласного звука во рту появляется преграда: это могут быть язык и зубы (Ш, Ж, Т, Д, Л, Н, С, З, Ц, Р, губы (Б, П, М, зубы и губы (Ф, В, язык и нёбо (Й, К, Г, Х, Ч, Щ). Особенности возникающих преград дети смогут с интересом определить сами. Звук СОгласный, т. е. мы слышим не только голос, но и шум (он как раз и возникает из - за различных преград). Хорошо выучив гласные звуки, дети без труда смогут отличить согласный звук методом исключения : т. к. среди гласных этого звука нет, следовательно он - согласный.
Даже для детей подготовительных групп является сложной более тонкая акустическая дифференцировка: согласный звук твердый или мягкий?
Очень эффективны здесь следующие игры:
1) «ПОВТОРИ РАЗГОВОР БРАТЦЕВ – ЗВУКОВ» : М – МЬ, С – СЬ и т. д. Лучше, если такие «братцы» синего и зеленого цвета у ребенка в руках и они «разговаривают».
2) «НАЗОВИ МЛАДШЕГО БРАТЦА» : Взрослый называет твердый звук (Т, ребенок - соответствующий ему мягкий (ТЬ) и т. п.
3) «НАЗОВИ СТАРШЕГО БРАТЦА».
Всегда твердые: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие: Й, Ч, Щ.
4) «В ГОСТИ К БРАТЦУ» : Взрослый называет слова, которые начинаются на твердые или мягкие согласные звуки. Ребенок выделяет первый звук и определяет, к какому из «братцев» ему подойти.
___
В старшей группе начинается работа по формированию у детей умения анализировать слоговую структуру слова. Дети учатся членить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги двух - трехсложные слова с открытыми слогами (лу-на, си-ни-ца, учатся произносить отдельно каждую часть слов, составлять слова из заданных слогов, самостоятельно преобразовывать двусложные слова.
Этапы слогового анализа совпадают с этапами звукового анализа слов. В методике работы рекомендуется использовать следующие символы: слово - длинный прямоугольник, слог - короткий прямоугольник или вертикальная черта, звук - квадрат.
Раньше при делении слова на слоги использовался прием: сколько раз нижняя челюсть опускалась, столько и слогов в слове. В современной методике этот прием не применяется. Дети должны знать правило для определения количества слогов в слове : СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ. На каждый слог дети выполняют шаг, хлопок, удар по столу, загибают палец и т. п. действия.
___
Некоторые игры и упражнения по звуковому и слоговому анализу :
• "ПОЙМАЙ ЗВУК"
Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)
Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребё нок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.
• "РАЗГАДАЙ РЕБУС"
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
Ход игры: Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке "спряталось" слово. Его надо составить, выделив из каждого слова - названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолет - роса. Выиграет тот, кто составит больше слов.
ПРИМЕРНЫЙ КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ:
картинки слова картинки слова
голуби, раки - гора; телефон, малина - тема;
бутылка, рябина - буря; вагон, рябина - Варя;
кораблик, жаба - кожа; карандаш, банка - кабан;
сухари, шары - суша; ромашка, тарелка - рота;
колобок, марка - комар; девочка, лошадь - дело;
___
Занятие по обучению грамоте является сложным для восприятия детей 5 – 6 лет, т. к. требует больших умственных затрат, усилий воли, усидчивости. Чтобы усвоение учебного материала проходило интересно, необходимо в начале каждого занятия ставить детей перед проблемной ситуацией. Например:
- Гласные звуки поссорились с согласными. Смогут ли они прожить друг без друга?
- Поспорили как - то два слова «нос» и «шуба» : какое из них длиннее?
Эффективный прием – это появление на занятии гостя, с помощью которого дети знакомятся с новым звуком, анализируют слово, каким - либо образом связанное с этим гостем, выполняют задания гостя, получают его оценку своей работы.