Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в старшей группе в условиях введения ФГОС»

Марина Рындина
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в старшей группе в условиях введения ФГОС»

Подготовила воспитатель: Рындина Марина Митрофановна;

МАОУ «ОК «Лицей №3»

отделение дошкольного образования «Детский сад «Теремок»

г. Старый Оскол, Белгородской области

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на

сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В результате проведенной нами аналитической деятельности обозначился ряд проблем:

- предметная среда в группе не в полной мере отвечает требованиям ФГОС;

- не в полной мере представлены качественный и количественный состав необходимых игрушек и пособий;

- присутствует дисбаланс в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми в самостоятельной деятельности.

В итоге решили обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда в условиях введения ФГОС ДО должна организовываться так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

Активный сектор (занимает у нас самую большую площадь в группе,включает в себя:

-центр игры

-центр двигательной деятельности

-центр конструирования

-центр музыкально театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

-центр книги

-центр отдыха

-центр природы

Рабочий сектор: занимает 25% всей группы, так как там размещено оборудование для организации совместной деятельности.

- центр познавательной и исследовательской деятельности;

- центр продуктивной и творческой деятельности;

- центр правильной речи и моторики.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Очень нужны материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран.

Мы знаем, что среда, окружающая детей нашей группы должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья каждого их них.

В последнее время нами также используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды группы, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

Создавая предметно-развивающую среду воспитателям необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы участников образовательного процесса и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе.

В соответствии с рассмотренными принципами в нашей группе была создана следующая предметно-развивающая среда.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды. Именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театральном уголке размещены ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра.

Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В нем подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода,приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке также уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, гармонично расставленные на полках.

Творческий уголок. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, припасенные впрок, находятся в тумбах под навесными полками. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла.

Строительный центр. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе.

Центр науки или исследовательский центр, представляет собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами.На полочках для детского исследования размещены самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

В группе выделены зоны для сюжетно-ролевых игр.

Атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Имеющийся игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Ее увеличение оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Литературный центр (уголок уединения) в группе располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон легкой шторкой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу, мягкие игрушки.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Мини-музей "Русская изба" – хранитель традиций, уникальный и незаменимый проводник в мир истории и культуры. Он представляет собой комнату русского быта, воспроизводящую жилое деревенское помещение с подлинными предметами старины. Наша задача – ввести детей в особый мир русской культуры и быта путем его действенного познания.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая наша работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а также развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.

Литература:

1. Власова С. С. Как в семье заложить ростки для развития гармоничной личности ребенка.Педагогика:традиции и инновации: материалы международной научной конференции. (Г. Челябинск, июнь 2014 г.)Челябинск: Два комсомольца, 2014. - с. 169-171.

2. Пашкевич Т. Д., Петрусевич В. В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ// Управление ДОУ, 2010. №3.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации опытно-экспериментальной деятельности по ФГОС Презентация по теме: «Организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС» Организация предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС. Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах иннавационнго.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития в соответствии с ФГОС План: 1. Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития. 2. Требования к организации предметно – пространственной.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС до.Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС до. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше-средней группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше-средней группе Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше – средней группе «Колобок» воспитателя Карауш.

Презентация «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС» .

Консультация для воспитателей «Создание предметно-развивающей среды в группе по физическому развитию» Стратегия создания полноценной предметно-развивающей среды, для стимуляции физического развития детей, прежде всего, должна быть направлена.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Экология
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в старшей группе в условиях введения ФГОС»
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 22:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Сюжетно-ролевая игра «Пожарная команда»
Цель: Формирование целостного представления о пожарной безопасности и труде пожарных. Задачи: - Закрепить знания детей о правилах поведения во время...
Фотоотчет о творческих работах учащихся 1 и 4 классов к Дню осведомленности о...
20 января является Днём осведомленности о пингвинах на МААМ. В первом и четвёртом классах мною были проведены небольшие беседы-лекции об этих изумительных...
Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень...