Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Особенности детского экспериментирования в детском саду»

елена титова
Консультация для воспитателей «Особенности детского экспериментирования в детском саду»

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Современные дети живут в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение эти знания добывать и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Окружающий мир предстает перед ребенком во всем своем многообразии: живая и неживая природа, рукотворный мир, человек и т. д. Чтобы малыш легко вошел в окружающий мир, не причинив себе вреда, легче приспособился к социальной действительности – задача, которую человечество решает с тех пор, как возникла необходимость в передаче накопленных знаний последующему поколению. Этот процесс эффективен, если строится с учетом возрастных особенностей ребенка.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности детского экспериментирования в детском саду“» размещена в разделах

Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать все силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Вес исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том, или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности : собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активности детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Развитие детского экспериментирования, на каждой ступени дошкольного детства, проходит в четыре этапа.

Этапы эксперимента

1-й этап (ориентировочный)

Осознание проблемы и формулирование задач

Младшая группа: Неозвученное желание. Желание что-то сделать выражают словами.

Средняя группа: Проявляют любопытство, задают первые вопросы. Задачу формулирует педагог и дети ее понимают.

Старшая группа: Часто задают вопросы, пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки формулирования задачи опыта при помощи педагога. Подготовительная группа: Имеют потребность спрашивать у взрослого обо всем, что неизвестно. Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны педагога.

2-й этап (прогностический)

Младшая группа: Выполняют простейшие поручения взрослых. Предугадывают последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.

Средняя группа: При проведении простейших опытов начинают отвечать на вопрос «Как это сделать?», к концу года выполняют инструкции, содержащие два поручения сразу, начинают отвечать на вопрос «Что случится, если мы сделаем это?»

Старшая группа: Методику опыта излагает педагог, дети придумывают отдельные детали. Начинают выполнять инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинают высказывать предположения, каким может быть результат опыта.

Подготовительная группа: Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов. Выполняют до четырех поручений одновременно (если они несложные, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей. Приобретают способность прогнозировать результат.

3-й этап (поисково-экспериментальный) Выполнение работы, выполнение правил безопасности.

Младшая группа: Работают с помощью педагога, начинают избегать некоторых действий, имевших неприятные последствия в прошлом. Нуждаются в контроле со стороны взрослого.

Средняя группа: Работают вместе с педагогом, начинают предвидеть некоторые последствия своих действий. Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен.

Старшая группа: Работают вместе с педагогом, а затем – под его контролем. Начинают выполнять предупреждения относительно наиболее опасных моментов опыта. Контроль со стороны взрослого обязателен.

Подготовительная группа: Работают под непосредственным контролем со стороны взрослого, в простейших случаях – под его неявным (скрытым) контролем. Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения. Вероятность травматизма увеличивается из-за неустойчивости внимания и их импульсивности.

4-й этап (экспликационный) Наблюдение результатов, их фиксирование и анализ.

Младшая группа: Приобретают способность пристально рассматривать объекты и явления. взрослый должен постоянно привлекать внимание к наблюдаемому объекту.

Средняя группа: Непрерывное наблюдение длится 1-2 минуты. К концу года начинают использовать готовые формы (фотографии, картинки). Запоминают последствия некоторых опытов. Отвечают на вопросы по теме опыта. Старшая группа: Продолжительность наблюдений увеличивается до 3-4 минут. Педагог комментирует ход опыта. Начинают самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Начинают находить и отмечать различия между объектами.

Подготовительная группа: Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4-8 минут. Педагог акцентирует внимание на основных моментах развивающихся событий. Используют несколько графических способов фиксации опытов. Находят не только различия, но и сходство объектов. Группируют по нескольким признакам. Нужна постоянная поддержка педагога.

Результативность развития детского экспериментирования будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления освоить инновационный опыт. Воспитатель должен принимать каждого воспитанника как уникальную личность, уважать его, понимать и верить в него. Сопровождать ребенка в его собственном развитии, самоактуализации и самореализации.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Дорожка здоровья в детском саду» Дорожка здоровьяХорошо, если территория детского сада большая или рядом есть лес или парк. Именно здесь можно разместить дорожку здоровья.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для воспитателей «День святого Валентина в детском саду»Консультация для воспитателей «День святого Валентина в детском саду» 14 февраля во всем мире празднуют День Святого Валентина. В нашей стране этот праздник находит все больше и больше поклонников. В этот.

Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома»Консультация для воспитателей и родителей «Игры с водой в детском саду и дома» Игры с водой относятся к наиболее любимым забавам малышей. Они доставляют удовольствие детям, улучшают настроение, регулируют мышечный тонус,.

Консультация для воспитателей «Как помочь ребёнку обрести друзей в детском саду» Родители ведут детей в детский сад в надежде, что ребёнок будет находиться в социуме, у него появятся друзья, он будет развиваться и с удовольствием.

Консультация для воспитателей «Организация и значение физкультурных занятий в детском саду» Физкультурные занятия в детском саду очень важны. Обычное физкультурное занятие состоит из трёх частей: 1 часть-вводная (идёт подготовка.

Консультация для воспитателей «Организация игр-эстафет в детском саду в летний период»Консультация для воспитателей «Организация игр-эстафет в детском саду в летний период» Движение для ребёнка – важный аспект его развития, поскольку через него он познаёт себя, учится управлять своим телом, совершенствует работу.

Консультация для воспитателей «Словарная работа в детском саду» Основными целями словарной работы являются активизация и уточнение имеющегося словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети должны.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.

Технология проектной деятельности в детском саду. Консультация для воспитателей Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности детского экспериментирования в детском саду»
Опубликовано: 24 сентября 2020 в 08:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД