Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Особенности работы в разновозрастных группах в летний период»

БЕЛОГРИВЦЕВА ОЛЬГА ИВАНОВНА
Консультация для воспитателей «Особенности работы в разновозрастных группах в летний период»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

НА ТЕМУ:

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ В

РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ В ЛЕТНИЙ

ПЕРИОД»

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ № и БЕЛОГРИВЦЕВА О. И.

МОСКВА 2015 г.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности работы в разновозрастных группах в летний период“» размещена в разделах

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах в летний период имеет свою специфику, требует от педагога умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, правильно распределить внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу в целом.

А главное, выстраивать игровую деятельность так, чтобы интересно и весело было всем детям в группе.

Многие воспитанники детских садов летом уезжают с родителями отдыхать, посещаемость и наполняемость групп снижается. Уставшие за учебный год воспитатели с радостью предвкушают уменьшение нагрузки: с июня обязательные занятия уже не проводят большинство детских садов. Увеличивается время на прогулки, игры на свежем воздухе, появляется дополнительная возможность почитать детям, побеседовать с каждым. Но детей становится всё меньше, часть воспитателей уходит в отпуск, некоторые дошкольные учреждения к концу июля выглядят полупустыми. Решением этой проблемы является ежегодное «дежурство» детских садов в каждом районе: некоторые закрываются на июль - август, передавая своих воспитанников в один из ближайших «дежурных» детских садов. Как правило, эти дошкольные учреждения располагаются не очень далеко друг от друга и удобны большинству жителей микрорайона.

Одной из специфических особенностей «дежурных «детских садов является то, что там присутствуют не только немногочисленные «свои», но и «чужие» (со своими привычками, характерами, проблемами). Кроме того, эти дети приходят со своими, такими же «чужими» родителями, имеющими свои личные интересы и потребности. Они не знакомы с «временным» детским садом, его традициями, правилами, не знают воспитателей, которые будут работать с их детьми. Да и порой не хотят ничего знать. Рассматривая дежурный сад как временный выход из ситуации, они не всегда принимают всерьёз требования педагогов и администрации, зато сами настаивают на том, чтобы ребёнку обеспечили привычный ему образ жизни.

Второй особенностью, типичной для большинства «дежурных» ДОУ, является объединение детей в смешанные разновозрастные группы. Ясельную группу, если она есть, обычно не объединяют ни с кем (в силу специфики возраста). Однако если дети в ней к лету уже достигли трёх лет, иногда объединяют с младшей (три - четыре года). Чаще объединяют младшую со средней, и в ней находятся дети от трёх до пяти лет; старшую - с подготовительной (пять - семь лет). При этом в каждой группе присутствуют частично «чужие» дети. Воспитателями в этих группах остаются педагоги «дежурного» сада, и их работа в данных условиях, естественно, затрудняется.

Сложность работы в смешанной группе связана с тем, что педагог, привыкший к одновозрастному составу воспитанников, оказывается вынужденным учитывать интересы и обеспечивать возможности воспитания и обучения детей с возрастным разрывом до двух лет, а в дошкольном возрасте - это целая эпоха. У ребят разные знания, умения, разный жизненный и практический опыт, и организовать их в единый коллектив непросто. Тем более. Что половина детей пришли из других дошкольных учреждений, плохо адаптированы к новым условиям, и на привыкание к ним уйдёт, возможно, достаточно продолжительное время. Самым неприятным сюрпризом, подстерегающим воспитателя в летний период в детском саду. Может оказаться наличие в числе «чужих» детей ребёнка с психической или физической патологией, о которой родители не захотели предупредить администрацию. Иногда такие дети появляются из логопедических детских садов, иногда - из других специальных учреждений дефектологического профиля, а иногда просто из семьи, где родители мечтают от них немного отдохнуть.

Такой ребёнок может буквально парализовать работу в группе, так как он требует ежеминутного индивидуального присмотра воспитателя, который несёт за него ответственность. В первую очередь, конечно, это касается детей с неврологическими нарушениями, но часто и физические недомогания могут существенно осложнить жизнь ребёнка и воспитателя в подобной ситуации. Это дети –астматики, у которых может начаться приступ, если они понервничали, или сильно побегали, или вступили в контакт с возможным (индивидуальным для каждого) аллергеном – цветком, животным. Кормом для рыбок. Дети с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, которые могут есть далеко не всякую еду, страдают рвотами, расстройствами желудка, болями в животе. Дети с нарушениями мелкой и крупной моторики, которые не могут сами есть или неустойчивы при передвижении и поэтому ограниченны в участии в общих подвижных играх. Все эти случаи следует отметить ещё на стадии комплектации летних групп «дежурного» детского сада и обязательно ознакомиться с медицинскими документами на каждого ребёнка. После того как ребенок зачислен, сделать, как правило, уже ничего нельзя.

Воспитатель смешанной группы должен познакомиться лично с родителями воспитанников, непременно узнать, какие имеются проблемы. Им следует объяснить, что чем больше знает педагог об особенностях и привычках детей. Тем легче удаётся ребёнку влиться в новый коллектив, найти себе занятие по вкусу, включиться в интересные игры, завести новых друзей. В некоторых детских садах проводят родительское собрание, на котором администрация рассказывает о детском учреждении и специфике его работы в летний период, а потом родители заполняют специально разработанные анкеты. В других дошкольных учреждениях ограничиваются анкетированием и беседой педагога группы с каждым родителем.

В целом адаптационный период в смешанных группах в летний период проходит достаточно легко: ведь все дети уже имеют опыт посещения дошкольного учреждения, пусть даже не одного и того же. Им нужно приспособиться не к «полностью новому миру», как было, как было, когда они впервые оторвались от мамы и пошли в детский сад. А просто привыкнуть к новым детям, взрослым, обстановке. Большинство дошкольников это переносит довольно легко, тем более что обязательно в одну смешанную группу попадают по нескольку детей из соответствующих групп других детских садов, а они уже знакомы друг с другом.

Между тем в первые дни необходимо приложить специальные усилия, чтобы познакомить детей из разных детских садов, поиграть в игры, направленные на запоминание имён сверстников, побуждение интереса к ним.

Со старшими детьми это не сложно, а вот с младшими могут возникнуть проблемы. Дети трёх – четырёх лет ещё плохо играют, совместные сюжетно-ролевые игры находятся у них только в стадии становления. Хотя в силу возрастных особенностей и возможностей они уже способны и к принятию несложного сюжета, и к распределению ролей (под руководством воспитателя или старших. Хорошо играющих детей). Но в течение учебного года играют не очень много, и их игры редко достигают творческого уровня. Гораздо чаще они отображают простые сюжеты или даже цепочки действий с игрушками, редко объединяясь в более или менее стабильные коллективы. Однако попав в новый детский сад, дети обнаруживают, во-первых, новые игрушки, а во-вторых, новых партнёров по игре, причём часть из них старше, «опытнее», они играют в какие-то другие интересные игры и сами тем самым привлекают внимание к себе и своей игре.

Появляется возможность для обмена игровым опытом – та самая возможность, которая не может развиваться в одновозрастных группах с постоянным составом детей и набором привычных игровых сюжетов. Естественно, объединяющей силой здесь всё равно выступает воспитатель. При этом он опирается на старших детей, вспоминая какую-либо игру, которая им уже знакома и посильна, но в которую они играли мало, и она им ещё не надоела. Для детей трёх – пяти лет это могут быть более приближё нные к их опыту игры: путешествие, зоопарк, цирк (дети могут изображать и зверей, и зрителей, семью и больницу, аптеку, магазин.

Важно, чтобы наряду с главными ролями, которые принимают на себя более старшие дети, оставались многочисленные, но не сложные для исполнения роли для младших. Обычно малыши охотно подражают «большим» и бывают польщены, когда их принимают в свои игры старшие дошкольники, пусть даже и на второстепенные роли. И если воспитатель чуть-чуть их поддерживает, подсказывает как играть, не даст угаснуть сюжету, когда сами дети уже «застряли» и не могут его развить. – возникает и продолжается совместная сюжетно-ролевая игра, та самая, которая всё реже встречается в обычной жизни перегруженного занятия современного дошкольника.

Для детей трёх – пяти лет сложности могут возникнуть из-за привлекательной игрушки – часто для малышей она является более желанным «партнёром». Чем сверстник. И тогда можно оставить такого ребёнка в покое, пока он сам не захочет присоединиться к детям. Если же он и с игрушкой не может расстаться, и одновременно испытывает интерес к игре других детей – можно попробовать ему роль, где с этой игрушкой расставаться не придётся. Например, девочка будет мамой, а кукла – её дочкой, и они вместе сидят в очереди к врачу, или идут в магазин и делают покупки (и для себя, и для дочки, или являются пассажирами самолёта либо парохода. А может быть, они записываются в новый детский сад, идут в цирк, катаются на горке.

Дети пяти – семи лет, обладающие развитой фантазией и воображением и имеющие большой игровой опыт, легко подхватывают предложенные воспитателем сюжеты, могут в определённых пределах сами их развивать, распределять роли, объяснять младшим, что от них ожидается. Разумеется, главные роли достаются более старшим, хорошо играющим, обычно «своим» воспитанникам (из основного детского сада). Но и второстепенные распределяются без конфликтов между младшими и «чужими» детьми. И тот, кто раньше у себя в детском саду претендовал только на ведущие роли, спокойно смирятся с безмолвной ролью чьей – то дочки или второго медвежонка у медведицы. Только постепенно, ознакамливаясь с особенностью игры этой новой для себя группы, с новыми детьми. Их характерами, игровым и социальным статусом ребёнок начинает делать «игровую карьеру», добиваясь, в конце концов желанной роли дрессировщика, предводителя пиратов или главной принцессы.

Воспитателю остаётся только поддерживать игру вербально, дать материальное подкрепление – атрибутику и переложить остальное на детей: они сами друг друга научат. Нередко в смешанной группе обнаруживаются дошкольники, которые не могут примкнуть ни к одному игровому коллективу. Это застенчивые дети, плохо адаптированные и неумело играющие, неуверенные в себе, с дефектами внешности или речи, словом «дети – изгои».

Для них единственной возможностью влиться в новый смешанный коллектив являются игры дидактического типа, игры с правилами, подвижные игры (но без соревновательного мотива) и постоянная помощь воспитателя. В занятиях, играх развлечениях, организованных взрослым, они чувствуют поддержку (их надо много хвалить, отмечать малейшие достижения, через воспитателя вступают в контакты с детьми, необходимые по правилам игры. Постепенно формальное соблюдение правил уступает место непосредственному общению, дети включаются в игры, организованные взрослым. После того как воспитатель выключается из игры, передоверив свои функции кому – то из детей, такой ребёнок хоть и недолго продолжает играть.

Этим детям полезно давать несложные поручения (обязательно в паре с кем-нибудь «умелым») : накрыть на столы, внести на участок необходимые игрушки, позвать кого- ни будь, раздать стаканы или бутылки с водой, чтобы пить на прогулке, и т. д.

Если проводится фольклорный или музыкальный праздник, им желательно поручать небольшие, но привлекательные роли, не забывая при этом, что они сильно стесняются.

Поэтому очень важно организовать правильный педагогический и воспитательный процесс в разновозрастных группах, учитывая все индивидуальные особенности детей.

Литература

Белкина В. Н, Васильева Н. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль, 1998.

2. Богуславская Н. Ё., Купина НА. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.

3. Казанский О. А. Игры в самих себя. М., 1995.

4. Калинина Р. Р. В гостях у Золушки. Псков, 1997.

5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.

Б Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М„ 1999.

7. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

8. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.

9. Любина Г. Как тебя зовут? // Дошкольное воспитание. 1997. №8. С. 7.

10. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников: занятия,

игры. М., 1999.

И. Мое настроение: Методическое пособие для занятий взрослыми с детьми / Авторы-сост. С. В. Щербинина, И. Г. Топоркова и др. М., 2000.

12. Твое имя / Сост. И. Воробьева. М., 2000.

13. Хухлаева О. В. Лесенка радости: Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. М., 1998.

14. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.

15. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нило-ва Т. А. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Создание условий для конструктивной деятельности детей в разновозрастных группах детского сада» «Создание условий для конструктивной деятельности детей в разных возрастных группах детского сада» Термин «конструирование» (от латинского.

Консультация для педагогов ДОО «Игра в летний период» Игра – основная деятельность ребенка дошкольника. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Пребывание на воздухе способствует созданию.

Консультация для родителей «Игры с детьми на отдыхе в летний период» «Игры с детьми на отдыхе в летний период» Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее.

Консультация для родителей на летний период Лето - самая интересная пора как для взрослых, так и для детей. Это время отпусков и детского отдыха. Это время, когда спадает эмоциональное.

Консультация для родителей «Игры детей в летний период» Лето! Какая удивительная пора! Можно весь день гулять на свежем воздухе среди зеленой травы,цветов,радоваться солнцу,щебетанию птиц. Во.

Консультация для родителей «Отравления детей в летний период» Проблема отравлений у детей, одна наиболее актуальных, особенно в летний период. Отравления у детей протекают тяжелее, чем у взрослых. И.

Консультация для родителей «Закаливание дошкольников в летний период» Закаливание дошкольников в летний период. Вот и наступила пора жаркого солнца и необыкновенно радостного настроения. Ведь именно в этот.

Консультация для воспитателей «Правила безопасного поведения на водоемах в летний период» Лето – прекрасная пора для отдыха, а вода – чудесное средство оздоровления организма. Но купание приносит пользу лишь при разумном ее использовании.

Консультация для воспитателей «Особенности экспериментирования в старшей и подготовительной группах детского сада» Консультация для воспитателей «Особенности экспериментирования в старшей и подготовительной группах детского сада» Муниципальное автономное.

Фотоотчет «Особенности развития творческих способностей в летний период»Фотоотчет «Особенности развития творческих способностей в летний период» Лето замечательное время года когда можно свободно заниматься творчеством на улице и получать развитие. Творчество -процесс деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности работы в разновозрастных группах в летний период»
Опубликовано: 8 января 2018 в 17:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД