Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов»

Ольга Маринина
Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов»

Консультация для воспитателей

«

Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов».

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей, которое вследствие патологии зрения нарушается. При нарушении зрительного восприятия нарушаются такие его свойства, как предметность, что часто приводит к схематизму зрительных образов; целостность (в результате нарушения этого свойства восприятие становится фрагментарным, что приводит к неполному и неточному отображению в сознании ребенка внешнего мира); контрастность, что вызывает затруднения в определении местоположения объекта и элементов, из которых он состоит; обобщенность, что снижает возможность вычленять в объекте существенные признаки, а внимание в связи с этим часто фиксируется на случайных элементах. Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет такое же большое значение, как и оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности. В процессе восприятия величины участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно – двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов. Ограниченные зрительные возможности качественно изменяют предметно – практическую деятельность, поскольку зрение не обеспечивает сенсорный компонент действий. В связи с этим нагрузка ложится на руку, которая совмещает исполнительские и сенсорные действия. Но как показывают исследования, рука ребенка с нарушением зрения не готова к выполнению этой роли, так как «ручной» контроль и саморегуляция движений снижены, что, безусловно, сказывается и на результативности восприятия величины предметов. Адекватное отражение действительности возможно только при взаимодействии зрения и осязания, детерминированного объективными условиями. Зрение и осязание фиксируют целый ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик: форму, величину, направление, телесность, покой, движение. Только при помощи зрения человек различает цвет, а при помощи осязания – сдавливаемость, вес, тепло, холод. Таким образом. Зрительное восприятие отражает восемь категорий признаков, а осязательное – одиннадцать. Осязание является необходимым компонентом человеческой деятельности, даже при сохранном зрении обеспечивает регулирующую и контролирующую функции над предметно – практическими действиями, поэтому очень важно раннее формирование зрительных сенсорных координаций. Имеет значение и интеллектуальное развитие ребенка. У детей со зрительными нарушениями отмечаются трудности в установлении смысловых связей между объектами, затруднения при классификации предметов, операциях анализа, сравнения, обобщения. Это свидетельствует об отставании в развитии мышления, недостаточности в развитии наглядно – образного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно – понятийного мышления. Развитие глазомера (важнейшей сенсорной способности) непосредственно связано с овладением способами сравнения предметов : наложения, приложения, измерения. Нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора, нистагмовидные движения (дрожание глаз, нарушение прослеживающих функций и др. нарушения затрудняют глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний. Необходимо применение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и др. Поэтому необходимо учитывать возрастные, индивидуальные и специфические особенности развития ребенка, а также первичный дефект, основной формой которого у детей дошкольного возраста является косоглазие и сопровождающая его дисбинокулярная амблиопия. На занятиях по формированию представлений о величине предметов должны применяться различные методические приемы: визуальное прослеживание линий разного размера, восприятие разномерных точек, объектов, глазомерная оценка величины линий, простых объектов и объектов сложной композиции, выявление пропорций, проведение измерений с помощью мерок, инструментов, «на глаз» и др. Все занятия по развитию представлений о величине должны организовываться таким образом, чтобы дошкольники систематически решали разнообразные практические задачи в процессе предметных действий.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов“» размещена в разделах

Публикации по теме:

«Зима. Деревья». Традиционное занятие по развитию зрительного восприятия с детьми с нарушением зрения (средняя группа) Тема: Зима; Деревья. Тип занятия: развитие восприятия пейзажного изображения. Цель: Формировать способы восприятия пейзажа. Задачи: 1. Закреплять.

Занятие по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения «Животный мир» (подготовительная группа) Программное содержание: 1. Закреплять знания детей о животных, среде обитания, строении; 2. Автоматизировать навыки полного и последовательного.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» Консультация для родителей "Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"I часть. Теоретическая.

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Гимнастика для глаз» Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой,.

Особенности работы с родителями детей с нарушением зрения Изучением особенностей развития детей с нарушение зрения занимается наука тифлопедагогика – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы.

«Особенности восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста. Развитие восприятия». Консультация для родителей Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр.

Проект «Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений» В настоящее время год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Частота нарушений зрения в экономически развитых.

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зренияРазвитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения Общий вид игрового поля. Ребенку предлагается задание: "Назови домашних животных которых ты видишь. " Предлагаем ребенку помощь: "Найди.

Развитие зрительного восприятия в старшей группе детей с нарушением зрения Цель. Закреплять знание геометрических фигур, умение сравнивать предметы по количеству. Закреплять слуховое и зрительное восприятие. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов»
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 13:02
+49Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД