Получи документы

Консультация для воспитателей «Особенности экспериментирования в старшей и подготовительной группах детского сада»

Ольга Кондратенко
Консультация для воспитателей «Особенности экспериментирования в старшей и подготовительной группах детского сада»

Консультация для воспитателей «Особенности экспериментирования в старшей и подготовительной группах детского сада»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида» г. Емва

Составитель:

Кондратенко Ольга Викторовна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 8

комбинированного вида»

г. Емва, 2017 г.

Публикация «Консультация для воспитателей „Особенности экспериментирования в старшей и подготовительной группах детского сада“» размещена в разделах

Слайд №1Особенности экспериментирования в старшей и подготовительной группах детского сада

Слайд № 2 Старшая группа

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами : «Давайте сделаем так.», «Давайте посмотрим, что будет, если.».» Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает.

Слайд№3 В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов.

Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине. Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься посадить хомячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал».

При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее.

Расширяются возможности по фиксированию результатов.

Шире применяются разнообразные графические формы (рисунок, схема, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.).

Ребятам старшей группы становятся доступными и двух-, и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им надо чаще задавать вопрос «Почему?».

Воспитатель своими вопросами стимулирует этот процесс. Например, спрашивая, почему на нашем игровом участке не растет трава, он может получить довольно длинную логическую цепочку: «Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (первое звено, значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (второе звено)», или: «Почему наша астра цветет зимой?» — «Мы выкопали ее из земли, принесли в комнату, насыпали в ящик хорошую почву, поставили в теплое место, все время поливаем. У нее есть все условия, чтобы ей хорошо себя чувствовать». Здесь мы пронаблюдали шесть звеньев логической цепочки.

В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты

Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.

Слайд№4 Подготовительная группа

В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.

• Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми.

• доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится.

способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Слайд№5 Структурно- логическая схема формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте

Этапы эксперимента

Старшая группа

Подготовительная группа

1-ый этап

Осознание проблемы

Имеют ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всем

Хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными доступными им способами

2-ой этап

Формулирование задачи

Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны педагога

Задачу эксперимента формулируют самостоятельно; нуждаются в моральном поощрении со стороны педагога

3-ий этап

Продумывание методики

Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов; воспитатель их к тому постоянно побуждает

Самостоятельно продумывают методику проведения простых опытов и принимают активное участие в разработке методики сложных опытов

Слайд№6

4-ый этап

Выслушивание инструкций и рекомендаций

Выполняют до 4-х поручений сразу, если они не сложны, делают попытки выполнения всего опыта по одной инструкции

Выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей

5-ый этап

Прогнозирование результатов

Приобретают способность прогнозировать результат. Педагог уделяет особое внимание развитию этой способности

Начинают строить простейшие гипотезы. Умеют принять их или отказаться от гипотез под влиянием результатов проведенного эксперимента

6-ой этап

Выполнение работы

Работают под непосредственным контролем воспитателя, в простейших случаях - под его неявным (скрытым) контролем

То, что и в старшей группе. Иногда работают совершенно самостоятельно. При коллективном труде проявляют умение спланировать работу и разделить обязанности между собой

Слайд№7

7-ой этап

Выполнение правил безопасности

Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения Стараются выполнять правила безопасности, следят, как их выполняют другие, но часто о них забывают. Могут предвидеть последствия действий, выполняемых впервые. Вероятность травматизма увеличивается из-за усложнения экспериментов, неустойчивости внимания детей и их импульсивности

8-ой этап

Наблюдение результатов

Продолжительность наблюдения увеличивается о 4-6 минут. Воспитатель акцентирует внимание детей на основных моментах развивающихся событий. Вводятся циклические наблюдения

Продолжительность непрерывного наблюдения составляет 5-10 минут (в отдельных случаях - до 15 минут). Воспитатель привлекает внимание только к самым важным моментам. Часто практикуются самостоятельные наблюдения результатов экспериментов

9-ый этап

Фиксирование результатов

Используют несколько графических способов фиксации наблюдений. Начинают собирать коллекции и фиксировать натуральные объекты

Владеют многими графическими и практическими способами фиксирования результатов наблюдений. Начинают осваивать письменные способы и моделирование

Слайд№8

10-ый этап

Анализ полученных

данных

Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Видят 2-3 звена причинно-следственных связей. При анализе результатов нужна постоянная поддержка педагога

В простых случаях могут самостоятельно проанализировать результат. Учатся делать заключения о скрытых свойствах предметов и явлений. При анализе нужна постоянная моральная поддержка педагога

11-ый этап

Словесный отчет об увиденном

Составляют развернутый рассказ об увиденном. Постоянно нуждаются в доброжелательной поддержке со стороны взрослых

Дают яркое, полное, красочное описание увиденного. Нуждаются в постоянно поощрении со стороны взрослых

12-ый этап

Формулирование выводов

По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах

Запоминают, что после каждого опыта необходимо сделать вывод. Иногда делают выводы самостоятельно.

Слайд№9 Рекомендации по организации занятий

• 1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.

• 2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.

• 3. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины

• 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия

• 5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.

• 6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты — Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т. п.).

Слайд№10 Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Создание мини-музея в группах детского садаСоздание мини-музея в группах детского сада Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком.

«Развитие способностей ребенка младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования». Консультация для воспитателей [ Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Они познают его в игре, на прогулках,.

Консультация для воспитателей ДОУ. Особенности формирования основ культуры питания у дошкольников. Тема: Особенности формирования основ культуры питания у дошкольников. Подготовила: воспитатель 1 категории Клюкина Л. Н. Актуальность Когда.

Консультация для воспитателей «Индивидуальная работа с детьми на прогулке в разных возрастных группах» Индивидуальная работа с детьми на прогулке в разных возрастных группах Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие родителей и детского сада в обучении дошкольников ПДД» Цель: Повысить уровень знаний родителей по обучению дорожного движения и профилактике детского дорожного травматизма. Профилактика детского.

Консультация для воспитателей «Наиболее эффективные методы руководства игрой в разных возрастных группах». Для управления игрой педагогу необходимо располагать группой наиболее эффективных методов воздействия. Младшая группа: 1. Показ способа действия.

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах» Пейзаж (фр. рaysage от рays - местность, страна) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной.

Консультация для воспитателей «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста в повседневной жизни» Решая, задачи экологического воспитания в детском саду необходимо опираться современные программы на такие, как: «Юный эколог» С. Н. Николаевой,.

Практикум для воспитателей «Значение и особенности детского экспериментирования в среднем дошкольном возрасте» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 Муниципальное образование Каневской район Практикум.

Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Особенности экспериментирования в старшей и подготовительной группах детского сада»
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 19:03
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД