Титова Наталья Анатольевна
Консультация для воспитателей перед проведением конкурса «Создание условий в группах для развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.
Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных педагогических условий для полноценного речевого развития детей.
Публикация «Консультация для воспитателей перед проведением конкурса „Создание условий в группах для развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей, согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
• создание развивающей предметно-пространственной среды;
• целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
• повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
• создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;
• изучение состояния устной речи детей;
• участие родителей в речевом воспитании детей.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева.
Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Поэтому к оснащению группы предъявляются современные требования
Это и наличие игрового оборудования, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки.
Сегодня мы внимательно отнесёмся к разработке определенных требований к их содержанию.
Безусловно за годы Вашей практической деятельности Вами накоплен разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий. На сегодняшний день необходимо критично взглянуть на него, возможно необходимо его систематизировать. С этой целью мы и включили в годовой план работы конкурс на «Лучшую организацию речевой среды».
В каждой группе имеются:
1. пособия для проведения артикуляционных упражнений,
2. комплексы пальчиковых игр,
3. игрушки для развития правильного речевого выдоха,
4. тематические альбомы,
5. игры для обогащения словарного запаса,
6. формирования грамматического строя,
7. связной речи,
8. развития фонематического слуха.
9.(Раздаточный материал).
Требования и критерии оценки:
Требования к оформлению:
• соответствие санитарно – гигиеническим требованиям и технике безопасности
• соответствие возрасту, потребностям детей
• соответствие требованиям ООП ДО ДС № 16 «Тополёк» доступность для детей.
• разнообразие игрового материала
• удобство хранения материала.
• эстетичность оформления.
• творческий подход в создании речевой среды.
• возможность обновления содержания.
• умение воспитателя презентовать свой материал.
• наличие картотеки дидактических игр по развитию речи
• проявление у детей интереса к самостоятельной речевой деятельности
Наличие оборудования речевого уголка:
Библиотека
• наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг
одного наименования и автора разных издательств, в иллюстрациях разных художников);
• иллюстрации по темам НОД по ознакомлению с окружающим миром и
ознакомлению с художественной литературой;
• материалы о художниках – иллюстраторах;
• тематические выставки;
• сменяемость материала
• детские энциклопедии
• книги, знакомящие с культурой русского народа и разных народов Хабаровского края: сказки, загадки, потешки, игры.
• альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы).
• книги раскраски по изучаемым темам.
• лото, домино по изучаемым лексическим темам, комплекты дидактических и
настольных игр
• CD, аудио кассеты с литературными произведениями.
• пособия по краеведению: символика родного края, страны, карта, открытки.
• портреты поэтов, писателей.
• поделки (книжки – малышки, книжки – игрушки, книжки – самоделки, рисунки
детей.
• мнемотаблицы для составления рассказов и кружки-заместители.
• репродукция картин, иллюстрации.
Звукоград (для подготовительной к школе группы)
• Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
• Цветовые сигналы для звукового анализа слов
• Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений.
• Светофоры для определения места звука в слове.
• Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков, звукового анализа
• Дидактические игры на ориентировку в звуковой и буквенной системе языка («Ребус», «Кто внимательней?»)
• Книги для чтения
• Кассы с буквами
• Тетради с ручками
• Указки
Дыхание:
• Журнал с упражнениями для восстановления и совершенствования навыков дыхания
• Картотека упражнений на дыхание
• Пособия (н-р, мыльные пузыри, свистки, воздушные шары, легкие шарфики, пушинки, снежинки; для игры «Шторм в стакане» соломинки и стаканчики).
Словарь:
• Картотека игр на обогащение словаря
• Тематические альбомы
• Журнал «Играем в слова дома»
• Предметные картинки
• Игра «Назови одним словом»
• Дидактические игры
Артикуляционная гимнастика:
• Журналы артикуляционных упражнений
• Картотека артикуляционных упражнений в виде картинок
Оборудование для театрализованной деятельности:
• ширма;
• ковролин;
• различные виды театра;
• костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок;
• картотека театрализованных игр.
Оборудование для развития мелкой моторики пальцев рук:
• маленькие зеркала для работы с детьми.
• картотеки игр;
• журналы;
• игры и пособия;
• картотека речевых пятиминуток по темам.
Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту)
Пособия для НОД.
Параметры оцениваются по пятибалльной шкале
1 балл – недостаточно материала
2 балла – материал подобран, но эстетически не оформлен
3 балла - материал подобран, соответствует возрасту и эстетически и оформлен
4 балла - инновация, новизна. Оригинальность
9. Порядок проведения конкурса:
Состав жюри в первой половине дня проходит по группам изучает речевой и игровой материал.
Подведение итогов конкурса и награждение победителей
Победители отмечаются дипломами 1, 2, 3 степени, участники – благодарственными письмами.
Члены Жюри: учитель - логопед, воспитатели высшей квалификационной категории.
Итоги подводятся на методическом совещании при И. о. заведующего, старшем воспитатели 31.10.2016г.