Диана Никульникова
Консультация для воспитателей по использованию методов мнемотехники в учебно-воспитательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей по использованию методов мнемотехники.
Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания.
Мнемотехника (мнемоника)– это специально разработанные приёмы и методы, облегчающие запоминание определенных типов информации.
Публикация «Консультация для воспитателей по использованию методов мнемотехники в учебно-воспитательном процессе» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
В настоящее время педагоги ДОУ все чаще сталкиваются с проблемами развития речи детей. У многих воспитанников отмечается бедность словарного запаса, они затрудняются строить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказывать текст, делать логические выводы. Речь некоторых детей аграмматичная, монотонная, невыразительная, бедная. У определенного числа детей отмечается нарушение звукопроизношения. У многих воспитанников наблюдается замедление психических процессов, таких как память, мышление, воображение, внимание
Поэтому перед педагогами встаёт такая важная задача, как оказание помощи этим детям, в преодолении вышеперечисленных трудностей, путем внедрения в учебно-воспитательный процесс мнемотехнических методов развития мышления и речи ребенка. Но данные методы не должны быть сложными в восприятии. Наоборот, они должны максимально заинтересовывать ребенка. Применение данных методов должно проходить в понятной, чаще игровой, форме обучения, от простого к сложному.
Рассмотрим некоторые примеры применения мнемотехники в ДОУ :
МНЕМОКВАДРАТЫ
-это изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Используются, уже начиная с младшей группы для формирования ассоциативного мышления.
(примеры мнемоквадратов : таблички на кабинках, пиктограмма правил поведения в группе)
МНЕМОДОРОЖКИ
-– это уже более сложный прием мнемотехники, состоящий из определенной последовательности мнемоквадратов, несущих определенную смысловую нагрузку. С помощью этого метода может быть зашифрована сказка или небольшой рассказ.
МНЕМОТАБЛИЦЫ
-это наиболее сложный прием мнемоники, применяемый для детей старшего дошкольного возраста. Это схематичное изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Особый интерес у детей вызывают мнемотаблицы, созданные совместно с воспитателем.
Использование этого приема облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Основные правила при проведении занятий
1. Работу начинают с простых мнемоквадратов, потом вводят мнемодорожки. Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам.
2. Все рисунки должны быть цветными, четкими и понятными.
3. Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника.
4. На одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц
5. Каждый день таблицы и задания меняются по тематике. В начале занятия можно просматривать схемы прошлых уроков, повторять выученное стихотворение или рассказ.
6. В старших группах нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что применение методов мнемотехники вносит свой определенный вклад в устранение недостатков в речи и мышлении воспитанников ДОУ. Конечно не стоит выделять эти методы в отдельный курс обучения. Они должны быть совокупной составляющей учебно-воспитательного процесса. Это достигается четким планированием, проведением семинаров, бесед с педагогическим коллективом