Лучший педагог года

Консультация для воспитателей по экологическому развитию «Интерес к природе»

Ирина Дружинина
Консультация для воспитателей по экологическому развитию «Интерес к природе»

Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирования у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой ступени. Психологи считают, что интерес в своём развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать не ведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлётворённости. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Иногда дети ломают ветки деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнёзда, мучают животных. Объясняется это тем. Что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и её охране, не были сформированы нравственные чувства и природные мотивы. Интерес к природе у дошкольников проявляется:

Публикация «Консультация для воспитателей по экологическому развитию „Интерес к природе“» размещена в разделах

1. в стремлении познать природу

2. в течении (слушании) книг о природе

3. в деятельности по защите природе

4. в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации

5. в увлечениях, связанных с природой

В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействует и развитию увлечения, и успеху деятельности.

В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и её охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности. Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр фильмов о природе : проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы. В качестве примера предлагаем беседы для старших дошкольников «Поможем природе и «Растения просят помощи».

На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов само регуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочерёдными.

Теория экологического образования утверждает необходимость формирования у дошкольников эко центрического и экологического сознания, основанного на представлении о единстве и взаимозависимости всего живого на Земле; с другой – практическая деятельность, значительного большинства воспитателей по ознакомлению с окружающем миром, которая строится на основе традиционных принципов. До сих пор встречается разделение представителей фауны на полезных и вредных, опасных и неопасных, красивых и некрасивых, отмечаются негативные по отношению к какому – либо виду, либо неправильные суждения.

Именно по этому человек не ложен вмешиваться в естественное течение жизни, «улучшать» среду обитания, ввозя неизвестные в данной местности виды или истребляя существующие. Любая «помощь» природе должна быть хорошо продумана, основываться на знании законов природы, учитывать потребности отдельных видов и предугадывать возможные последствия того или иного действия.

Часто воспитатели задают вопрос : «Как объяснить детям, что любого хищника надо охранять? Ведь он поедает других животных». Особенно дети жалеют зайчика, вероятно вследствие того, что он является героем сказок и мультфильмов. Однако роль хищника в природе определяется именно регулированием численности его «жертвы». Кроме того, растительноядные животные тоже поедают живые организмы – растения. Значит, заяц не лучше и не хуже волка. Однако не правы те воспитатели, которые используют словосочетание «природа жестока». Её законы – результат иной, не всегда понятной человеку логики, но соблюдать их не обходимо, если мы хотим существовать в нормальном мире.

На современном этапе экология всё чаще практикуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из – за ухудшающего состояния окружающей среды, нашёл своё отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.

Уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любое своё действие, любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты к развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения, и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого являются мир природы и среда, созданная человеком.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности родителей, поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляем соответствующие стенды, проводим консультации, экскурсии, нетрадиционные родительские собрания, в которых участвуют дети.

Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности, проводя праздники, игры экологической направленности и привлекая к этой работе родителей. Воспитатель способствует экологическому воспитанию ребёнка, развитию активного и ответственного отношения к природе.

Публикации по теме:

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. Консультация для воспитателей Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил.

Консультация «Интерес ребёнка к учёбе» Интерес ребёнка к учёбе. Успехи школьника зависят как и от самих детей, так и от родителей. Эти простые советы помогут проявлению у школьников.

Консультация для родителей «Как привить ребенку интерес и любовь к книгам?» Консультация для родителей «Как привить ребенку интерес и любовь к книгам?» «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир.

Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Воспитание любви к природе» Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

Консультация для воспитателей «Как воспитать у детей интерес к рисованию» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. ДОЛГОПРУДНОГО.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в природе» Консультация для воспитателей: «Развитие речи при ознакомлении с природой». Учитель-логопед МБДОУ № 72 "Кораблик" : Клюхина С. В. г. Мытищи,.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация для воспитателей «Воспитание любви к природе»Консультация для воспитателей «Воспитание любви к природе» Важно, чтобы у ребенка формировались сезонные представления о природе. В разное время года устраивайте свои интересные и увлекательные путешествия.

Консультация для воспитателей «Воспитание положительного отношения к труду через познавательную деятельность в природе» Радость труда — одно из высоких человеческих чувств. Своевременно развить это чувство у маленьких детей – задача дошкольного педагога. Одна.

Консультация «Как воспитывать у детей интерес к чтению» КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ Чтение в начальном обучении играет исключительно большую роль в образовании, воспитании и развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей по экологическому развитию «Интерес к природе»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 13:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД