Получи документы

Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми

Татьяна Гущина
Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми

Консультация для воспитателей : подходы к планированию работы с детьми. *

Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные образовательные стандарты.

Публикация «Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми» размещена в разделах

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса : в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

НОД в форме занятия имеют место быть только в старшем дошкольном возрасте, но это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. НОД (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, речевая, трудовая, двигательная, конструктивная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, общение восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности, продуктивная.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет ввиду не учебной).

Схема развития любого вида деятельности такова:

1)сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым,

2)затем в совместной деятельности со сверстниками

3) и становится самодеятельностью.

ФГОС ДО требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе:

-совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов);

в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности

и в самостоятельной деятельности детей.

Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Одно из требований программы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Сейчас не употребляется слово занятие. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

Скоролупова и Федина, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Двигательная

• Подвижные дидактические игры

• Подвижные игры с правилами

• Игровые упражнения

• Соревнования

Игровая

• Сюжетные игры

• Игры с правилами

Продуктивная

• Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

• Реализация проектов

Речевая

• Беседа ситуативный разговор

• Речевая ситуация

• Составление отгадывание загадок

• Сюжетные игры

• Игры с правилами

Трудовая

• Совместные действия

• Дежурство

• Поручение

• Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

• Наблюдение

• Экскурсии

• Решение проблемных ситуаций

• Экспериментирование

• Коллекционирование

• Моделирование

• Реализация проекта

• Игры с правилами

Музыкально-художественная

• Слушание

• Исполнение

• Импровизация

• Экспериментирование

• Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

• Чтение

• Обсуждение

• Разучивание

Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.

«Самостоятельная деятельность детей»одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1. свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2. организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

• непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

• совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

• совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Таким образом, необходимы существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей. Схематично изменения можно представить следующим образом (ТАБЛИЦА 1)

ТАБЛИЦА 1

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность осуществляемая в ходе

режимных моментов

1 2 3

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(по О. Скоролуповой, Н. Фединой)

День недели/

Дата Образова-тельные области Совместная деятельность взрослого и детей

с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями /

Социальными партнёрами

Непосредственно

образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая

Подгрупповая Индивиду-альная

1 2 3 4 5 6 7

Графы 3-4 – предполагают образовательную деятельность не сопряжённую с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми, это непосредственно образовательная деятельность, реализуемая через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию, с использованием разнообразных форм и методов работы.

Графа 5 – предполагает решение образовательных задач сопряжённых с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.

В графах 3-5 – указываются соответствующие формы работы с детьми (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, музыкально – дидактические игры, беседы, составление и отгадывание загадок, дежурство, поручения, наблюдение, экскурсия, экспериментирование, разучивание и т. д.). К каждой форме обязательно формулируются образовательные задачи двух и более направлений развития.

При планировании необходимо учитывать схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

Планирование воспитательно – образовательного процесса может быть представлено в других формах и видах.

* В подготовке материала использовались:

1. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155.

2. Статьи Нины Владимировны Фединой (руководитель Центра дошкольного образования Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании») и заместителя начальника отдела развития и нормативного регулирования общего образования Министерства образования и науки РФ Скоролуповой Оксаны Алексеевны.

Подготовила: старший воспитатель Т. А. Гущина 2014 г.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов по планированию педагогической работы .

Инновационные методы работы с родителями (консультация для воспитателей) Инновационные методы взаимодействия с родителями (консультация для педагогов) Добрый день, уважаемые педагоги. Тема нашей консультации.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОУ» 1. Что такое модель образовательного процесса? 2. Требования к составлению конспекта 3. Что такое развивающее обучение? 4. Требования к.

Консультация для воспитателей «Жестокое обращение с детьми» МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №2 общеразвивающего вида» Консультация для воспитателей «Жестокое обращение с детьми…».

Нетрадиционные техники работы с бумагой (консультация для воспитателей …) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С БУМАГОЙ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Известно, что детское творчество –.

Консультация для воспитателей «Приёмы работы с календарём «Успех» .

Консультация для воспитателей «Принципы и подходы к формированию ООП детского сада» Принципы и подходы к формированию ООП детского садаПринципы Обязательная часть поддержка разнообразия детства; сохранение.

Консультация для воспитателей «Реализация инновационной технологии портфолио в процессе работы с детьми 2–3 лет» Цели работы: Создание условий для реализации технологии портфолио с целью всесторонне задокументировать достижения ребенка, отразить динамику.

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи Подготовительная группа I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе», «Одежда. Обувь. Головные уборы.

Консультация для воспитателей «Содержание коррекционной работы с детьми ОВЗ» Современное общество сильно изменилось: влияние неблагополучной экологической обстановки, социально-экономические проблемы жизни, уровень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми
Опубликовано: 18 сентября 2015 в 18:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД