Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми

Татьяна Гущина
Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми

Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми. *

Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные образовательные стандарты.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

НОД в форме занятия имеют место быть только в старшем дошкольном возрасте, но это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. НОД (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, речевая, трудовая, двигательная, конструктивная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, общение восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности, продуктивная.

Специфика дошкольного образования, помимо многих других особенностей, заключается в том, что процесс обучения является, по сути, процессом усвоения в других вида деятельности (под словом других Эльконин имеет ввиду не учебной).

Схема развития любого вида деятельности такова:

1)сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым,

2)затем в совместной деятельности со сверстниками

3) и становится самодеятельностью.

ФГОС ДО требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе:

-совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов);

в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности

и в самостоятельной деятельности детей.

Выделены признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Одно из требований программы - построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Сейчас не употребляется слово занятие. Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело.

Скоролупова и Федина, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Двигательная

• Подвижные дидактические игры

• Подвижные игры с правилами

• Игровые упражнения

• Соревнования

Игровая

• Сюжетные игры

• Игры с правилами

Продуктивная

• Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

• Реализация проектов

Речевая

• Беседа ситуативный разговор

• Речевая ситуация

• Составление отгадывание загадок

• Сюжетные игры

• Игры с правилами

Трудовая

• Совместные действия

• Дежурство

• Поручение

• Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

• Наблюдение

• Экскурсии

• Решение проблемных ситуаций

• Экспериментирование

• Коллекционирование

• Моделирование

• Реализация проекта

• Игры с правилами

Музыкально-художественная

• Слушание

• Исполнение

• Импровизация

• Экспериментирование

• Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

• Чтение

• Обсуждение

• Разучивание

Малоизученным и очень актуальным остается вопрос о временном дозировании детских видов деятельности и конкретных форм работы. К сожалению, и в новых СаНПин этот вопрос затрагивается частично.

«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1. свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2. организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

• непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

• совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

• совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Таким образом, необходимы существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей. Схематично изменения можно представить следующим образом (ТАБЛИЦА 1)

ТАБЛИЦА 1

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность осуществляемая в ходе

режимных моментов

1 2 3

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(по О. Скоролуповой, Н. Фединой)

День недели/

Дата Образова-тельные области Совместная деятельность взрослого и детей

с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями /

Социальными партнёрами

Непосредственно

образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах

Групповая

Подгрупповая Индивиду-альная

1 2 3 4 5 6 7

Графы 3-4 – предполагают образовательную деятельность не сопряжённую с одновременным выполнением педагогом функций по присмотру и уходу за детьми, это непосредственно образовательная деятельность, реализуемая через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию, с использованием разнообразных форм и методов работы.

Графа 5 – предполагает решение образовательных задач сопряжённых с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, организация питания и др.

В графах 3-5 – указываются соответствующие формы работы с детьми (подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые игры, игры с правилами, музыкально – дидактические игры, беседы, составление и отгадывание загадок, дежурство, поручения, наблюдение, экскурсия, экспериментирование, разучивание и т. д.). К каждой форме обязательно формулируются образовательные задачи двух и более направлений развития.

При планировании необходимо учитывать схему развития любого вида деятельности в соответствии с культурно – исторической концепцией Л. С. Выготского: сначала деятельность осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками, наконец становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

Планирование воспитательно – образовательного процесса может быть представлено в других формах и видах.

* В подготовке материала использовались:

1. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155.

2. Статьи Нины Владимировны Фединой (руководитель Центра дошкольного образования Учреждения РАО «Институт стратегических исследований в образовании») и заместителя начальника отдела развития и нормативного регулирования общего образования Министерства образования и науки РФ Скоролуповой Оксаны Алексеевны.

Подготовила: старший воспитатель Т. А. Гущина 2014 г.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов по планированию педагогической работы .

Инновационные методы работы с родителями (консультация для воспитателей) Инновационные методы взаимодействия с родителями (консультация для педагогов) Добрый день, уважаемые педагоги. Тема нашей консультации.

Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОУ» 1. Что такое модель образовательного процесса? 2. Требования к составлению конспекта 3. Что такое развивающее обучение? 4. Требования к.

Консультация для воспитателей «Жестокое обращение с детьми» МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №2 общеразвивающего вида» Консультация для воспитателей «Жестокое обращение с детьми…».

Нетрадиционные техники работы с бумагой (консультация для воспитателей …) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С БУМАГОЙ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Известно, что детское творчество –.

Консультация для воспитателей «Приёмы работы с календарём «Успех» .

Консультация для воспитателей «Принципы и подходы к формированию ООП детского сада» Принципы и подходы к формированию ООП детского садаПринципы Обязательная часть поддержка разнообразия детства; сохранение.

Консультация для воспитателей «Реализация инновационной технологии портфолио в процессе работы с детьми 2–3 лет» Цели работы: Создание условий для реализации технологии портфолио с целью всесторонне задокументировать достижения ребенка, отразить динамику.

Рекомендации учителя-логопеда по планированию работы по развитию речи Подготовительная группа I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Зима», «Путешествие по Европе», «Одежда. Обувь. Головные уборы.

Консультация для воспитателей «Содержание коррекционной работы с детьми ОВЗ» Современное общество сильно изменилось: влияние неблагополучной экологической обстановки, социально-экономические проблемы жизни, уровень.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для воспитателей: подходы к планированию работы с детьми
Опубликовано: 18 сентября 2015 в 18:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День пасхального кролика на МААМ

Кто такой пасхальный кролик, как он спас Ноев ковчег и почему стал символом пасхального торжества — на эти интересные темы можно поговорить с детьми в преддверии Пасхи да еще смастерить с ними к празднику...

Звездопад на МААМ

Международный образовательный портал МААМ всегда рад не только авторам публикаций, но и постоянным читателям. Ежедневно в блогах участников нашего сообщества появляются что-то интересное, оригинальное,...

Конспект внеклассного занятия в 4 классе к празднику Масленицы «Прощай, Зима, Весне...
Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена Тема занятия:...
Фотоотчет «Субботник» (средняя группа)
"Субботник" группа Домисольки 20 апреля в МАДОУ ЦРР №19 прошел субботник. Цель субботника понятна каждому –сделать наш детский сад...
Лэпбук по ФЭМП «Геометрические фигуры и тела»
Лэпбук по математике "Геометрические фигуры и тела" предназначен как для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, так и совместной...