Консультация для воспитателей «Познавательная и эстетическая ценность картин о природе»

Марина Сидоренко
Консультация для воспитателей «Познавательная и эстетическая ценность картин о природе»

Консультация для воспитателей

Сидоренко Марина Николаевна -воспитатель

МБДОУ д/с – о/в №25 станица Кавказская Краснодарский край

«Познавательная и эстетическая ценность картин о природе»

Прежде чем говорить о ценности картин о природе в детском саду вспомним чем является художественно-эстетическое развитие для дошкольника.

Художественно-эстетическое развитие детей предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности.

И рассматривая ту или иную картину с детьми мы ставим перед собой ряд задач:

Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах,формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства;

Развивать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, эстетические чувства, эмоции детей, эстетический вкус, художественное восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства, образные представления, воображение, художественно-творческие способности.

Любой художник, изображая тот или иной предмет, те или иные события, выражает свое отношение к тому, что он изображает. Именно в этом заключается воспитательная сила искусства. Просмотр картин, беседы о том, что это за время года, какие изображены деревья, люди, что за звери, какие они, как характеризует их художник, как он относится к тому или иному герою, всегда увлекают детей. Такие просмотры – беседы не только эстетически воспитывают ребенка, они подводят его к этической (нравственной) оценке героев, событий, явлений. Подводят через впечатления от художественной выразительности образов, эмоционально воспринимаемых детьми к окружающему миру.

А дети

эмоциональнее, чем взрослые люди, они всегда сопереживают, делятся впечатлениями. делают сравнения.

Рассматривая картины о природе, мы знакомим детей с художниками и их произведениями живописи:

И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом бору». «Дубы», «Первый снег»

И. Левитан «Конец зимы», «Март», «Весна», «Лето» ,» Золотая осень»

А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Остроухов «Золотая осень»

А. Пластов «Сенокос», «Полдень», «Летом» и др.

Каждый из названных художников самобытен. Они всегда работают в своей манере, их всегда отличишь.

Например И. Левитан. О нем говорили:

С природою одною он жизнью дышал:

ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье.

.Вот,что говорил о картинах Левитана К. Паустовский

Только по его картинам «Конец зимы», «Март», «Весна», «Лето», «Золотая Осень» можно знакомить детей с временами года. Показать на примере картин все разнообразие сезонных явлений в запечатленных моментах

Художники нам помогают в воспитании. Помогают различать добро и зло, правильно оценить их: помогают воспитывать любовь к животным, природе заинтересовать детей жизнью, протекающей рядом с нами, помогают растить людей, неравнодушных к окружающему

. Как же мы знакомим детей с творчеством художников? Какие же картины рассматриваем в первую очередь?

В первую очередь дети знакомятся с картинами на которых изображены знакомые животные, предметы (в виде пейзажа,натюрморта) или после наблюдений в природе, прочтения художественного произведения..

Воспитателю самому нужно чётко представлять то, что является средством выразительности в картине (цвет, форма, композиция, линия). Например, при рассматривании картины И. Левитана «Золотая осень» мы видим - цвет: медно-золотого убранства березовой рощи; композиция – в центре река, по берегам которой растет березовая роща ; на переднем плане несколько молодых березок, выше – осенний лес; вдали –кустарники ;ритм цвета – золотисто-жёлтый, бледно-зеленый, красноватый.

При рассматривании картины воспитатель располагает детей вокруг себя (дети могут, как сидеть, так и стоять не за столом). Каждый ребенок должен хорошо видеть не только саму иллюстрацию, которая может привлечь детей ярким цветовым решением и возможностью рассматривания отдельных деталей Содержание картины, должно быть, соответствовать НОД.

Вначале воспитатель предлагает детям полюбоваться картиной (начало занятия может быть организовано и как сюрпризный момент: прислали картину, подарили, принесли,пригласили на выставку) .

Затем воспитатель должен спросить: нравится или нет картина? Почему нравится? Воспитатель спрашивает, как можно больше детей. После этого воспитатель говорит сам, что ему нравится на этой картине?

Картину повесить в доступном для восприятия месте (после рассматривания) .

Через несколько дней воспитатель может повторно рассмотреть с детьми эту картину (отдельно детали и дополнить содержание конкретными высказываниями детей). Можно использовать приёмы – вхождение в картину. Нельзя иллюстрацию использовать в качестве образца.

Иллюстрации демонстрируются по мере надобности на НОД по рисованию, лепке, аппликации.

Начиная со старшей группы детей, знакомят с произведениями живописи, картинами, репродукциями русских и российских художников – портретом, пейзажем. Воспитатель учит детей видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года: яркость золотой осени, прозрачность зимы. Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картин, но и чувствовать, что хотел передать художник – радость, грусть.

В ходе рассматривания воспитатель рассказывает о средствах выразительности. Например, как художник расположил деревья, чтобы все поняли, что лес дремучий (картина Шишкина «Утро в сосновом бору», как художник передал утренний рассвет, влажную траву. Можно организовать рассматривание картин двух,трех художников с изображением того же времени года, чтобы дети могли находить сходство и различие в их творческой манере. Иногда можно использовать музыку, что усиливает восприятие образа. При знакомстве с портретом надо обратить внимание на то, как художник передает настроение человека. В течение года в группе целесообразно выставлять выставки репродукций на тему «Пейзаж», «Натюрморт»

. В подготовительной группе так же закрепляется представления детей по живописи и графике.

По мере того как у детей накапливаются новые впечатления, новые знания, можно предложить, во время рассматривания картин поиграть в викторину (с подгруппой) «Угадай, кто нарисовал картину. А перед этим нужно обязательно создать материальную базу: подборку книг с их иллюстрациями, буклеты, ширмы. Знакомство с портретами, рассказы о жизни художников.

Работа проводится на занятиях и в свободное время. Работать надо фронтально, и подгруппами, и индивидуально. Вся НОД закрепляется последовательно. Например: если даете лепку по сказке «Три медведя», обязательно вносим иллюстрации картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Делаем аппликацию по этой же сказке – снова нам помогают иллюстрации этого художника.. Рассматриваем персонажей в различных ситуациях. А затем закрепляем все на занятиях рисования.

Знакомя ребят с творчеством художников, нужно обращать внимание на особенности этой профессии, даже рассказывать детям, чем работают художники: тушью и пером, карандашами, углем, акварелью, гуашью, белилами, масляными красками

Рассказывая о труде художников, мы воспитываем уважение к этой профессии, интерес к живописи.

Какова же ценность картин о природе?

Вся ценность картин о природе заключается в их исключительной необходимости почти для всей НОД- с их помощью мы сможем полноценно ознакомить детей не только с миром чистого, прекрасного, но и воспитать нравственно, учить видеть окружающий мир во всех его гранях и оттенках. Так же научить эмоциональной отзывчивости, доброте, гуманному отношению к природе,животным, растениям, умение видеть красоту окружающего мира и много – много другого. Что нам и нужно дать нашему подрастающему поколению.

___

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Формирование у детей созидательного и позитивного отношения к природе» В Проекте примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» в содержании образовательной области «Познавательное.

Консультация для воспитателей «Формирование исследовательской и практической деятельности детей в природе» Формирование исследовательской и практической деятельности детей в природе. Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который.

Художественно-эстетическая среда Для организации как совместной так и самостоятельной деятельности воспитанников, направленной на их разностороннее развитие в соответствии.

Художественно — эстетическая деятельность. Восприятие музыки «Три чуда» Н. А. Римский — КорсаковХудожественно — эстетическая деятельность. Восприятие музыки «Три чуда» Н. А. Римский — Корсаков Здравствуйте, уважаемые коллеги! Все пишут о своих увлечениях, хобби. А у меня хобби – моя любимая работа! На этой неделе я провела для.

Консультация для родителей «Воспитательно-образовательная ценность дидактической игры в жизни ребёнка» В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется.

Консультация для родителей «Малыши в природе» Малыши в природе. Раннее детство – очень интересный и насыщенный период в жизни человека. Что получится и кем вырастет малыш – это во многом.

Консультация «Приобщение ребенка к природе посредством игры» Богат и разнообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносят в него изменения, нарушая равновесие.

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.

Рекомендации для воспитателей при описании картин природы В помощь педагогу при описании картин природы Составила: Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад № 7 им. Г. А. Тутова» г. Новопавловска Мозгова.

Консультация «Воспитание любви к природе» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Познавательная и эстетическая ценность картин о природе»
Опубликовано: 19 марта 2016 в 19:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактические игры для ознакомления дошкольников с профессиями
[/b]На педагогическом совете по теме «Трудовое воспитание в детском саду» воспитатели делились своими находками – дидактическими играми, которые способствуют...
Математические фокусы в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Весной традиционно проводится конкурс «Аукцион педагогических идей» среди воспитателей и специалистов дошкольных учреждений. В прошлом году я тоже...
Консультация «Одаренный ребенок — особенности и правила воспитания»
Конечно, все детки талантливы, но бывают и особые случаи, когда ребёнок достигает значительных успехов, например, в танцах, в математике, в музыке. При этом...
Конспект ОД в кружке по экспериментированию «Песок, его свойства»
Маленькие галилео Пояснительная записка Образовательная деятельность «Песок, его свойства» реализуется на основе программы кружка «Маленькие Галилео»....
Коллективная работа по пластилинографии «Сказочный домик»
Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина. Один из сказочных образов – сказочный дом. Он присутствует во многих сказках, там живут сказочные...