Светлана Шумакова
Консультация для воспитателей «Приемы обучения выразительному чтению стихов детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы обучения выразительному чтению стихов
детей дошкольного возраста
При заучивании стихотворений в детском саду, опираясь на методические рекомендации Стародубовой Н. А., можно выделить основные позиции поэтического занятия в детском саду:
Публикация «Консультация для воспитателей „Приемы обучения выразительному чтению стихов детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивации, вступительной беседы)
- выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать текст нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем именно первое прочтение должно быть именно таковым, пока не потерян момент неожиданности.
- беседе с детьми о стихотворении (задать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, к герою, к поступкам, вопросы, помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;
- повторить чтение стихотворения с установкой на запоминание;
- воспроизведение стихотворения детьми;
Затем стихи читают те дети, которые лучше запоминают и желают прочитать. Необходимо помогать детям, подсказывать слова, интонацию, напомнить о силе голоса, темпа речи. Чтобы не потерять интерес к запоминанию, необходимо менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально. Необходимо закрепление стихотворения на следующих занятиях, при создании детских иллюстраций к произведению, при прослушивании музыки.
В книге Жуковской Р. И. «Чтение стихотворений в детском саду» описываются некоторые приемы для лучшего запоминания стихов :
- игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);
- досказывание детьми рифмующего слова;
- чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.
Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все другие продолжают:
«Моем, моем трубачиста чисто, чисто, чисто,чисто,
Будет, будет трубачист чист, чист, чист, чист».
Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;
- драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
- воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон», К. Чуковского,
«Сказка о глупом мышонке С. Маршака)
На формирование выразительности направлены и такие приемы :
- образец выразительного чтения,
- пример выразительного чтения ребенка,
- оценка чтения,
- подсказ нужной интонации,
- напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства.
- характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации,
а также содержание и форма поэтического текста, его подача.
Занятие не может быть целиком посвящено заучиванию одного произведения: детей нельзя утомлять, чтобы они не потеряли интерес к данному стихотворению. Как показывает опыт, занятие по заучиванию наизусть, целесообразно дополнять другими работами, например, повторением ранее разученных стихотворений, играми по технике речи.
Для эффективного формирования выразительности чтения необходимо применять все приемы, перечисленные ранее в комплексе.