Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к словесному искусству. Развитие литературной речи»

Гусева Виктория Владимировна
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к словесному искусству. Развитие литературной речи»

Приобщение детей к словесному искусству. Развитие литературной речи

«Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

В. А. Сухомлинский

Проблемы в речевом развитии детей — одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов в том, что речь является одним из важнейших факторов и основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей начиная с раннего возраста.

Публикация «Консультация для воспитателей „Приобщение детей к словесному искусству, Развитие литературной речи“» размещена в разделах

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе. Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами.

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

Задача сегодняшнего дня - приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы. По словам Пушкина : «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия – воспитание в ребенке читателя, который «начинается» в дошкольном детстве.

Чтение и рассказывание сказок, различных произведений художественной литературы и фольклорного материала, в том числе и пение с детьми музыкальных произведений, народных и классических, считаются как наиболее интересный способ организации речевых занятий с детьми.

Развитие посредством чтения возможно только при участии взрослого. Дети раннего и младшего возраста испытывают особую потребность в общении, поэтому данный возрастной период может оказаться решающим в формировании будущего читателя.

Органически соединяет в себе поэзию и игру такое произведение устного народного творчества, как потешка. Она изображает картины крестьянского быта и природы, то, что было близко и понятно адресатам, маленьким деревенским жителям, для которых они и сочинялись. Создававшийся веками поэтический репертуар малых фольклорных форм сохранился благодаря возникновению книжной культуры и стал её неотъемлемой частью. Изображаемые события и персонажи в песенках и потешках в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её. Поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное.

Что необходимо педагогам в процессе подготовки к чтению малых жанров фольклора?

Прежде всего, иметь в библиотеке детского сада книгу с малыми жанрами фольклора, иллюстрированную художниками, мастерами книжной графики. Например, книгу с иллюстрациями Ю. А. Васнецова или альбомы с репродукциями его иллюстраций к фольклорным произведениям. Работы художника можно рассматривать бесконечно долго и каждый раз, словно впервые, удивляться его способности органически соединять декоративную живопись и детский рисунок.

Одним из приоритетных направлений является театральная игра.

Что же такое театральная игра?

Это лучшее средство для их общения, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребенка насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

В инсценировках потешек воспитатели используют различные виды кукольных театров. Путем создания игровых ситуаций при показе мини-спектаклей создаются условия :

— для проговаривания детьми слов художественного произведения во время просмотра;

— для общения малышей со взрослым, который от лица участника спектакля обращается к ним;

— для игр детей с персонажами инсценировки после просмотра спектакля.

Ни с чем несравнимую радость у детей вызывает предложение участвовать в инсценировке. Наряжаясь, они старательно выговаривают слова своей роли, повторяют несложные действия вслед за педагогом, участвуют в обсуждении образа, и, самое главное, постепенно учатся импровизировать: домысливать, досказывать, то есть фантазировать, сочинять.

После чтения, инсценировки художественных произведений педагог в разных формах непосредственно образовательной деятельности организует игры детей с игрушками, героями спектаклей. Там же он проводит беседы с детьми. Цель таких бесед — определить, как была воспринята сказка или другое художественное произведение, какой герой больше всего запомнился и т. д.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания — четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Конечно, это очень сложная задача — донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. При анализе текста очень важно соблюдать чувство меры.

В сказке, особенно в сказке волшебной, многое дозволено. Действующие лица могут попадать в самые необычайные положения, животные и даже неодушевленные предметы в ней говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них качества.

Если типичные свойства предметов и характер производимых с ними действий нарушаются, ребенок заявляет, что сказка неправильная, что так не бывает. Здесь открывается та сторона эстетического восприятия, которая имеет важное значение для развития познания ребенком окружающей действительности, поскольку художественное произведение не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете.

Восприятие сказки способствует развитию познания ребенком объективной действительности.

В младшем дошкольном возрасте дети понимают основные факты произведения, улавливают динамику событий. Понимание при этом тесно связано с непосредственным личным опытом.

Своеобразие восприятия литературного произведения у детей 3—4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается, главным образом, на сложившийся жизненный опыт, еще очень ограниченный и узкий. Этот опыт превалирует над осознанием текста, мешая понять ребенку те ситуации, которые не совпадают с его собственным опытом.

Особенности восприятия литературных произведений в младшем дошкольном возрасте определяют следующие задачи педагогической работы:

1. Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми им для осознания литературного произведения.

2. Помогать детям, соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературного произведения.

3. Помогать устанавливать простейшие связи в произведении.

4. Помогать видеть наиболее яркие поступки героя, правильно оценивать их.

Известный писатель Валерий Брюсов писал: "Крайне важно, чтобы дети с ранних лет привыкли видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное, а не свод правил поведения, средство для заполнения досуга".

Основной целью при ознакомлении детей с художественной литературой является - воспитание в дошкольнике грамотного читателя.

Ребенок, приученный, слушать и анализировать художественные произведения отличается:

• высоким интеллектуальным уровнем развития

• широкими познавательными интересами

• грамотной, хорошо развитой образной речью, как устной, так и письменной

• верными нравственными ориентирами

• умеет быть интересным самому себе, занять себя делом без посторонних указаний

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей.

Ознакомление детей с художественной литературой осуществляется на занятиях разного вида.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей ДОУ «Развитие фонематического восприятия речи детей 6–7 лет на этапе подготовки к школе» Изучению формирования осознания языка и речи, фонематического восприятия посвящены исследования Г. П. Беляковой, Л. Е. Журовой, С. Н. Карпова,.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды по изобразительному искусству» Подготовила воспитатель Макаревич И. М. Уважаемые коллеги! Для правильной организации предметно - развивающей среды в образовательной деятельности.

Консультация для воспитателей «Развитие речи и творчества детей младшего дошкольного возраста» Речь в жизни человека- это наиважнейшая функция, которая необходимая каждому человеку. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью театрализованных игр» Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее… О. П. Радынова Театр – это волшебный мир, в котором ребенок.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к истокам русской культуры»Консультация для воспитателей «Приобщение детей к истокам русской культуры» Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времён люди выражали.

Приобщение детей к изобразительному искусству Детское художественное творчество это создание нового значимого для самого ребнка продукта его деятельности: это придумывание.

Из опыта работы «Приобщение дошкольников к словесному творчеству с использованием нетрадиционных форм и методов работы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Многие используют в своей работе с детьми различные методики для развития связной речи. Основная цель –.

Развитие детского творчества, приобщение к изобразительному, театральному и музыкальному искусству .

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности» Цель моей статьи – помочь воспитателю сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Развитие речи на данный момент одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Приобщение детей к словесному искусству. Развитие литературной речи»
Опубликовано: 9 февраля 2016 в 06:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД