Татьяна Деревщукова
Консультация для воспитателей. «Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
МБДОУ № 30
ст. Воздвиженская
Курганинского района
Краснодарского края
Учитель-логопед
Т. А. Деревщукова.
Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников.
Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте понаблюдаем за тем, как говорят наши дошкольники.
Публикация «Консультация для воспитателей, „Проблема и особенности развития связной монологической речи у современных дошкольников“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
На лицо видно, что как никогда перед педагогами, и родителями стоит проблема связной монологической речи у детей. Результат обучения дошкольника связной речи зависит от многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребёнку речевое общение. Большую роль в развитие речи ребёнка играет семья, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. Простота, выразительность и доступность речи взрослого способствует развитию и обогащению языка детей. Из-за того что у родителей сегодня меньше времени, ребёнок остаётся один на один с собой. Много времени проводит перед телевизором. Никакие игрушки роботы, компьютеры не научат ребёнка общаться. Современные дети много времени проводят за компьютерами, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи - он только слушает. Речь детей становится скудной - она ограничивается восклицаниями, отдельными фразами героев комиксов, любимых персонажей. Ребёнок испытывает трудности в общении со сверстниками.
Развитие монологической речи ни отделима от решения отдельных задач речевого развития : обогащения и активации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. В жизни каждому человеку приходиться общаться с другими людьми, и он должен ясно выражать свои мысли и правильно понимать других. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому важно вовремя организовать развивающий потенциал среды.
Монологическая речь наиболее сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, напряжённого внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться распространённые предложения, более точный словарь.
Задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов :
1. Описание – это характеристика предмета в статике, один из компонентов монологической речи.
2. Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
3. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли.
4. Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
5. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Катится колобок. … А на встречу… .И покатился колобок… ., постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о домашних животных, о семье, о том, как провели выходные дни).
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т. п., средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Жили – были…. И не было у них….… Взяли дед и баба…. Снегурочка была для них… .»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т. п.).
Также в старшей и подготовительной группе используются театрализованные занятия. Речь воспитателя должна быть четкой, эмоциональной.
Детям читают выразительно сказку «Аленушка». Предлагают сюжетные картинки к сказке.
По травинкам и камушкам
Тропинкою лесной
Алёнушка с Иванушкой
Идут к себе домой
И хочет пить Иванушка
В лесу колодца нет
Вдруг в траве за камушком
Увидел чей-то след.
А в том следу была вода,
Прозрачная до донышка.
А в той воде была беда
Где братец твой Алёнушка?
Далее воспитатель задаёт вопросы : «Что видно на картинках?».
Дети: Очень жарко. Солнышко греет. Кругом красиво. Летают бабочки,
только братец не обращает на это внимание. Он хочет пить. И т. д.
Эмоциональный отклик. Дети говорят, сопоставляют, сравнивают, высказывают собственные суждения, доказывают точку зрения.
Сквозь каждое слово, как через прозрачное стекло ребёнок видит живую и подлинную действительность.
При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Таким образом, к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Работа по развитию связной монологической речи детей в нашем детском саду, проводится логопедом и воспитателями логопедических групп. Основная работа по коррекции речевого недоразвития осуществляется логопедом на занятиях в содержание которых входит формирование лексико - грамматических средств языка и развития связной речи.
Наш детский сад, работает по программе Н. В. Нищевой. Основной задачей программы является – овладение детьми самостоятельной, связной, грамматической речью и навыки речевого общения.
В своей работе, по развитию связной монологической речи, я использую театрализованные сказки. Цели занятий не только развивать эмоциональность у детей, а также вырабатывать дикцию, выразительность, память, мышление, развитие общей и мелкой моторики.
Занятие.
«КОЛОБОК».
Программное содержание
Цель: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационную образную речь. Развитие связной монологической речи. Развитие мелкой моторики. Умение составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке.
Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Индивидуальная работа.
Предварительная работа
Чтение и рассказывание сказки. Приготовить «Колобок» — игрушку.
Ход занятия
Воспитатель катает Колобка по столу: - Ребята давайте поиграем в пальчиковую игру.
«Я Колобок, Колобок! -катают шарик.
По амбару метен, -правой ладонью скребут по левой ладони.
по сусекам скребен, -левой ладонью скребут по правой.
на сметане мешен, -загибают пальцы, сначала с левой руки начиная с мизинца.
в печку сажен, потом правой руки. (повтор)
на окошке стужен.
Я от бабушки ушел,
я от дедушки ушел,
а от тебя, зайца, не хитро уйти». – показывают все пальцы.
Вспомнили сказку? Это русская народная сказка «Колобок».
— С кем встречался Колобок? — С волком, медведем, зайцем, лисой.
— Какой был Колобок по характеру? — Веселый, беззаботный, бесхитростный, глупый.
— Вот лиса его и съела. Она была хитрой, умной. Печальный конец сказки, правда? — Жалко Колобка. (Все новые слова дети повторяют хором и индивидуально).
Воспитатель. А что, если мы придумаем другой конец сказки? Например, спасем Колобка. Сидела Сорока на дереве, увидела, что Колобок на носу у Лисы сидит, подумала: «Сейчас она его съест!». Слетела и схватила Колобка прямо с носа Лисы и унесла в свое гнездо. Лисе там не достать его. Так и ушла не солоно хлебавши. Сорока пожалела колобка, вернула дедушки и бабушке. Придумайте, кто еще может спасти Колобка. (Заслушивается 2—3 варианта). Воспитатель просит детей не повторять рассказы друг друга. Помогает, оценивает.
Воспитатель. А может быть, Колобок набрался храбрости и стал
смелым, находчивым, умным? Обманул Лису — подпрыгнул и шлепнул Лису по носу. Она вскрикнула: «Ой!» Закрыла глаза от боли, а
Колобок тем временем укатился далеко, далеко. Лиса его и догнать
не успела.
— Подумайте, какие приключения могли быть теперь у Колобка: куда он покатился? Что с ним приключилось? Чем закончилось приключение? Повтори, (Имя ребенка, как надо рассказывать.
Воспитатель дает время на обдумывание. Заслушивает 3—5рас-сказов. Оценивает рассказы вместе с детьми, отмечая творчество ребенка, кто интереснее придумал.
Воспитатель. Ребята, вы молодцы! Колобку понравилось быть
смелым, умным и находчивым. Он хочет с вами поиграть и узнать,
кто из вас умный, внимательный и находчивый.
Игра называется «Подбери». Цель: подбор прилагательных к существительным. Колобок катится к тебе, Катя, я говорю «Лиса!»,
а ты отвечаешь, какая она — хитрая, ловкая и т. д. Вставайте в круг.
Катится Колобок, подкатывается к Лене — Заяц. Лена отвечает —Косой, трусливый и т. д. Называются герои русских народных сказок и дети подбирают прилагательные. Кто не отвечает быстро, уходит из круга. Игра идет 1—2 минуты.
Детям предлагаются пройти за ширму, выбрать персонаж, одеть куклы на руки. Начать разыгрывать сказку.
Дед 1- ребёнок— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, п полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:
Заяц- 2ребёнок. — Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:
Колобок- 3 ребёнок.
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешен
Да в масле пряжен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Заяц его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Волк:
Волк-4 ребёнок. — Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешен
Да в масле пряжен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Волк его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Медведь:
Медведь 5 ребёнок — Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешен
Да в масле пряжен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!
И опять покатился — только Медведь его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Лиса:
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребён,
По сусеку метен,
На сметане замешен
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, нехитро уйти!
Лиса 6- ребёнок.
А Лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела.
Целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений : 1) пересказать текст, подготовить описание, сообщение на заданную тему (или свободную тему, составить рассказ; 2) логически последовательно раскрыть заданную тему; 3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь элементы рассуждения, аргументации. Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения подготовительных и речевых упражнений.
Вывод: у детей целенаправленно необходимо развивать связную монологическую речь, формировать широкий круг умений в театрально-игровой деятельности.
На своих занятиях, применение в работе сказок с использованием театрализации дало возможность повысить уровень развития связной монологической речи у детей с нарушениями речи и развить их творческие способности.
Используемая литература:
1. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе с ОНР.
2. Н. В. Нищева «Коррекционная программа в логопедических группах с ОНР».
3. Пересказ К. Д. Ушинского М. :дет. литература 1992 год.