Консультация для воспитателей «Проектная деятельность для дошкольников»

Елена Новикова
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность для дошкольников»

Умение пользоваться проектным методом - показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи проектной (исследовательской) деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты,

В старшем дошкольном возрасте - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Деятельность педагога:

1. формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

9. Подготовка к презентации. Презентация.

Деятельность детей:

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт.

Младшая группа

Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними, как взрослые; образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.

Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.

Тематика краткосрочных мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):

«Эти разные и полезные щетки» (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними);

«Мыло» (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения);

«Надо, надо умываться» (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой);

«Хлеб-соль» (как с пользой для здоровья употреблять хлеб);

«Зонты и зонтики»;

«Варежки, перчатки»;

«Как одеться по погоде» (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья);

«Такая разная обувь»;

«Наши любимые игры» (пальчиковые, подвижные, физкультминутки);

«Любимая еда в детском саду и дома»;

• Фрукты»;

«Овощи»;

«Аккуратно, мебель!»;

«Я катаюсь на качелях»;

«Обереги».

Создание коллекций в рамках проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств; знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход, в свою очередь, позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметноразвивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке, решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравст-венном воспитании.

Средняя группа

Основные новообразования возраста: освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; развитие нагляднообразного мышления; развитие способности к замещению предметов и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра)

Примерная тематика проектов:

«Идем к врачу»;

«Как проверить и сохранить слух»;

• «Утром дома; (правила умывания, закаливания и выполнение зарядки, прием пищи);

• «Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы»;

«Полезно-вредно для наших зубов»;

«Опасно-безопасно»;

«Книга здоровья нашей группы»;

«Острые предметы в наших руках: будь осторожен!»;

«Правила поведения в автобусе»;

«Мы — пешеходы».

Старшая и подготовительная группы

Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции.

Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная деятельность; исследовательская деятельность.

Примерная тематика проектов:

«Что внутри у человека?» (создание буклета или дидактического плаката);

«Азбука здоровья»;

«Зимние и летние виды игр или во что поиграть зимой и летом» (картотека игр);

«Создаем меню для малышей»;

«Сладкая, но полезная» (стенгазета или выпуск номера газеты, которому предшествует поэтапная работа. В условиях проекта «Сладкое и полезное» у дошкольников развиваются умения определять полезные продукты, значимость их потребления для здоровья человека, применять имеющиеся знания в практических житейских ситуациях (например, при приготовлении блюд). Проект предполагает организацию следующих видов деятельности:

- беседы «Полезная и вредная пища», «Бывает ли сладкое полезным?»;

- чтение художественной литературы (Т. Собакин «О пользе овсяной каши», Г. Ладонщиков «Лето в разгаре», Ф. Алхазова «Ягоды»);

- дидактическая игра «Витаминная семейка»;

- подготовка презентации (подбор стихотворений, составление сценария);

- оформление «Книги рецептов»;

- приготовление салатов и сладких блюд;

- работа в практических тетрадях («Определи составляющие продукты для «Салата здоровья»);

- дегустации с последующей оценкой и самооценкой деятельности ребенка;

- фотовыставка «С мамой вместе»;

- выполнение домашнего задания;

- встреча с поваром.

При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Дети принимают активное участие в обсуждении проектной деятельности, при обсуждении процесса по созданию полезных сладких блюд.

Обобщают материал в стенгазету или тематический номер газеты:

«Где искать витамин С?» (интервью со знатоками, представителями разных профессий);

«Накорми меня правильно или Книга полезных советов»;

«Надо, надо умываться»;

«Что и как мы едим?»;

«Как увидеть красивые сны?»;

«Хочу быть спортсменом»;

«Энциклопедия спорта»;

«Наши друзья — витамины»;

«Чистота в нашей группе»;

«Жизнь живого»;

«Жить здорово» (создание телевизионной передачи);

«Осторожно, незнакомец!»;

«Четвероногие»;

«Ядовитые растения и ягоды» (создание дидактической игры);

«Стоп: крыши, деревья, люки» (создание правил безопасного поведения);

«Детская площадка: качели, горки, карусели, спортивные снаряды»;

«Правила катания на велосипеде, роликах, самокате»;

«Знаки дорожного движения» (изготовление знаков);

«Осторожно пешеход».

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в формировании у дошкольников социокультурных и этноэкологических представлений «Проектная деятельность в формировании у дошкольников социокультурных и этноэкологических представлений» Развитие познавательного интереса.

Консультация для воспитателей ДОУ «Театрализованная деятельность как средство коррекции эмоциональных нарушений дошкольников» Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду» Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться.

Проектная деятельность по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры» Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный Возраст 6 -7 лет Участники.

Проектная деятельность как средство развития конструктивных способностей старших дошкольников Для современного этапа развития образования характерны поиск и разработка новых форм и технологий образования детей. При этом в качестве.

Консультация «Проектная деятельность в детском саду»Консультация «Проектная деятельность в детском саду» Возрождение интереса к методу проектов в работе с дошкольниками в нашей стране началось в 90-е годы прошлого века. Актуальность его связана.

Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору,традиционным русским праздникам. Тип проекта:.

Консультация для воспитателей «Проектная модель гражданского воспитания дошкольников» Проектная модель гражданского воспитания дошкольников Всем ясно, что празднование знаменательной даты - 60-летия победы в Великой Отечественной.

Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №26 «Детский сад «Росинка» 2016 г. Воспитатель Мансурова Виктория Вячеславовна.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность дошкольников. Виды театрализованных игр» Игра — наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Ле-онтьев, А. Р.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность для дошкольников»
Опубликовано: 23 марта 2016 в 18:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика
Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это интегративное...
Консультация «Традиции и обычаи казаков»
Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в...
Фотозарисовка «Музей кукол»
Недавно мы с семьей были на экскурсии во Владимире ( об этом я сделала фоторепортаж. А сегодня не могу удержаться от фото-зарисовки частного музея кукол...
Консультация «Развиваем творчеством»
Природа совершенно бесплатно дарит нам множество природных материалов, пригодных для творчества. Творческий процесс своими руками развивает художественный...
Сценарий развлечения «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый»
Развлечение «Спас Медовый, Яблочный, Ореховый» Цель: Познакомить детей с народным праздником августа - Спасом, его обычаями и традициями. Программные...