МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Вера Иванкова
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»

Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться в педагогике, как самостоятельно выполненное воспитанниками конкурсное задание. В США метод проектов возник во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). В России метод проектов использовался в школьном и вузовском обучении в 1920-е годы (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, A.C.Макаренко и др.). В 1920—30-е годы вышло довольно много публикаций, посвященных внедрению метода проектов : Е. Г. Кагаров «Метод проектов в трудовой школе» (1926, «На путях к методу проектов» (1930). В них подробно освещаются вопросы организации образовательного процесса, проблемы и пути их решения. Е. Г. Кагаров впервые определил этапы проекта. В 1950 г. метод проектов был широко распространён в садах западной Европы (сады Монтессори). Дошкольники составляли планы на день, неделю сообразно своим интересам, взрослый был помощником в достижении целей. Сейчас проектный метод - основа американской программы СОРОСа "Шаг за шагом". В России - один из методов работы развивающего обучения в комплексной работе с дошкольниками. Что же такое - проект? Слово "проект" заимствовано из латыни: "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". В переводе с греческого - это путь исследования. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Педагогическое проектирование - это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир. Сегодня метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями. Основной целью проектного метода в детском саду является создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса. Суть проектной деятельности - активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребёнка к постоянному углублению в проблему. Руководство проектной деятельностью ведёт к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать культурные способы действий (умения, универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: - практическое применение детьми имеющихся знаний и умений; - нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; - интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нем. Проектная деятельность включает в себя : - задание для детей, сформулированное в виде проблемы; - целенаправленную детскую деятельность; - формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; - результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта. По количеству участников проекты бывают : 1) индивидуальные; 2) групповые; 3) коллективные. По продолжительности выполнения проекта : 1) краткосрочные (1-3 недели); 2) среднесрочные (до 1 месяца); 3) долгосрочные (до 1 года). Длядетей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей. По характеру содержания проекты бывают : 1) монопроекты (охватывают 1 образовательную область) - чаще применяются в школе; 2) интегративные (2 и более образовательных областей) - в основном используются в детском саду. Виды проектов : 1) познавательно-исследовательские; 2) игровые; 3) творческие; 4) информационные; 5) практико-ориентированные. Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду : 1. погружение в проект; 2. организация деятельности; 3. осуществление деятельности; 4. презентация результатов. Новая форма работы закономерно влечёт за собой изменение позиции воспитателя. Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как: - переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы; - педагог помогает детям самостоятельно найти решение, "открыть" новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей. Основные этапы проектной деятельности. 1 этап - подготовительный, погружение в проект. На этом этапе воспитатель формулирует проблему проекта, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя их любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Дети осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности. 2 этап - организация деятельности. Воспитатель разрабатывает план достижения цели, обсуждает его с родителями; составляет план-схему проекта, собирает и накапливает материал; привлекает специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта; включает в план-схему проекта занятия, игры и другие виды детской деятельности. 3 этап - осуществление деятельности. Воспитатель создает игровую мотивацию, опираясь на интересы детей; при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; обогащает знания детей, повышает их эрудицию; создает атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. 4 этап - завершающий (подведение итогов, презентация продуктов деятельности). Воспитатель обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги; оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников; поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. В отличии от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязательный игровой контекст, учитывает возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

Публикация «Консультация для воспитателей „Проектная деятельность в детском саду“» размещена в разделах

Публикации по теме:

Доклад на родительском собрании «Проектная деятельность в детском саду» Доклад на родительском собрании на тему: "Проектная деятельность в детском саду". С самого рождения ребенок является первооткрывателем,.

Консультация для воспитателей «Изобразительная деятельность для самых маленьких в детском саду» Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет.

Консультация для воспитателей «Адаптация в детском саду» Первый приход ребёнка в детский сад вроде и волнующе, но и страшно,так как это плачь, сопли. истерика. Сейчас содрогаются те воспитатели,.

Консультация для воспитателей «В детском саду-мюзикл?!» Видео В ДЕТСКОМ САДУ – МЮЗИКЛ!Почему же мюзикл, да еще и в детском саду! Такой вопрос в мой адрес прозвучал неоднократно. Постараюсь ответить.

Консультация для воспитателей «А у нас, в детском саду, мы играем» 1-слайд. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость,.

Проектная деятельность в детском саду. Познавательно-исследовательский проект «Удивительный космос»Проектная деятельность в детском саду. Познавательно-исследовательский проект «Удивительный космос» Возрождение интереса к методу проектов в работе с дошкольниками в нашей стране началось в 90-е годы прошлого века. Актуальность его связана.

Консультация «Проектная деятельность в детском саду»Консультация «Проектная деятельность в детском саду» Возрождение интереса к методу проектов в работе с дошкольниками в нашей стране началось в 90-е годы прошлого века. Актуальность его связана.

Проектная деятельность в детском саду Прoектная деятельность в ДОУ Для тогo чтобы дoшкольнoе oбразовательное учреждение успешно рaботало, оно кроме прочих необходимых для результативной.

Проектная деятельность в детском саду по работе с родителями «Как хорошо иметь семью» Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников - одно из условий всестороннего развития детей. Именно семья является для ребенка основой.

Проектная деятельность в детском саду. Тема Проекта «Волшебство Нового года». Проектная деятельность одна из самых интересных и творческих мероприятий проводимых с детьми. Мотивацией для выбора темы для проекта послужило.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Опубликовано: 4 марта 2016 в 23:35
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД