Консультация для воспитателей «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Елена Иноземцева
Консультация для воспитателей «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №2 общеразвивающего вида»

Консультация для воспитателей

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Социальный педагог:

Иноземцева Елена Ивановна

Куртамыш

Консультация для воспитателей

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Порядок деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений Курганской области по выявлению, учету детей и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы, направленной на оздоровление обстановки в семьях, определяет механизм взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Курганской области при выявлении факторов социального неблагополучия семей, воспитывающих детей, создание системы оперативного реагирования на ситуации, связанные с необходимостью принятия срочных мер по жизнеустройству детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в социальной реабилитации и помощи государства.

Основные понятия:

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Жестокое обращение с детьми – нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба несовершеннолетнему путем действия, а также пренебрежение родителями (законными представителями, воспитателями, другими лицами обязанностями по отношению к несовершеннолетнему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящейся в социально опасном положении – форма ведения документации, содержащая сведения о семье, ребенке; перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации семьи, ребенка, определяющих общую для всех субъектов профилактики стратегию и тактику работы с конкретной семьей и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

Насилие – умышленное применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения в отношении, например, ребенка, ущемляющее его конституционные права и свободы как гражданина, наносящее ущерб или содержащее угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию. Насилие может иметь формы физического, сексуального, экономического, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворения потребностей, в том числе сексуальных, подчинения своей воле, присвоения тех или иных прав.

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ним.

Главной целью деятельности субъектов профилактики по работе с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, является: реализация, направленная на работу по профилактике безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних; оказание своевременной и квалифицированной помощи семьям, нуждающимся в социальной поддержке: социально-экономической, психолого-педагогической, медико-социальной, реабилитационной, правовой, иной.

Критерии определения семей, находящихся в социально опасном положении:

1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе с применением мер административного воздействия в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ:

- не обеспечивают обучение детей в школе, посещение детьми дошкольных учреждений (не обеспечивают одеждой для посещения школы, дошкольного учреждения, канцелярскими принадлежностями, не создают условия для выполнения домашних занятий);

- не обеспечивают детей ежедневным питание, одеждой и обувью по возрасту и сезону.

2. Жестокое обращение с детьми:

- эмоционально-психологическое насилие над детьми (оскорбление и унижение достоинства ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, угрозы в адрес ребенка);

- физическое насилие над детьми (побои, истязания, нанесение физических повреждений ребенку, которые могут привести к серьезным нарушениям физического и психического здоровья или отставание в развитии и даже к смерти ребенка);

- покушение на половую неприкосновенность детей (вовлечение ребенка в действия сексуального характера);

- экономическое насилие – отказ в содержании детей, лишение их собственных денег, запрет работать, принуждение работать, растрачивание денег семьи.

3. Злоупотребление родителями спиртными напитками.

4. Употребление родителями наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача.

5. Бродяжничество родителей, отсутствие места жительства семьи, антисанитарные условия проживания и быта.

6. Привлечение родителей к уголовной ответственности с последующим осуждением к мерам наказания, связанными с лишением свободы.

7. Лишение родительских прав либо ограничение в родительских правах в отношении предыдущих детей и не должное выполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию в отношении остальных детей, а также при создании действиями или бездействием родителей (родителем) условий, представляющих угрозу жизни или здоровью данных детей или препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

8. Со стороны несовершеннолетнего:

- бродяжничество, попрошайничество, злостное уклонение от посещения занятий в школе;

- употребление спиртных напитков;

- употребление наркотических средств и (или) психотропных веществ без назначения врача;

- совершение правонарушения, повлекшее применение меры административного взыскания;

- совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

- осуждение несовершеннолетнего за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобождение судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- совершение общественно опасного деяния, не подлежащего уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- условно-досрочное освобождение несовершеннолетнего от отбывания наказания, освобождение акта об амнистии или в связи с помилованием;

- осуждение несовершеннолетнего к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Семья и несовершеннолетний признаются в социально опасном положении при наличии одного из критериев, способствующих созданию угрозы жизни и здоровью ребенка.

Выявление и постановка на учет семей и детей, находящихся в социально опасном положении, проводится с целью оказания помощи по выходу семьи из социально опасного положения.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Публикации по теме:

Комплексная программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солнечная средняя общеобразовательная школа» КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА по профилактике.

Комплекс мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних Цель: - Формирование комфортной социальной среды для дошкольников в условиях ДОУ и семье; - профилактика безнадзорности, правонарушений.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 22:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 декабря. День зимовья зверей на МААМ

Весёлая русская народная сказка «Зимовье зверей» известна всем и каждому. Смысл её в том, что важные дела надо заранее делать, чтобы потом локти не кусать и не мёрзнуть. А также в том, что с крупными...

13 декабря. Выставка новогодних открыток на МААМ

Первая новогодняя открытка была напечатана к Рождеству 1843 года в Англии. Картинку для нее нарисовал двадцатишестилетний художник Джон Хорсли. На открытке были изображены три поколения празднующей семьи...

Фотоотчёт о посвящении в волонтёры в детском саду
Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу поделиться с вами радостным событием, которое произошло в нашем саду....
Мастер класс по изготовлению елочного украшения «Дед Мороз» для детей младшей группы...
В преддверии Нового года во всех садах открываются творческие мастерские "Деда Мороза" по изготовлению новогодних атрибутов и поделок. Конечно, мы тоже не...